Жители провинции гораздо лучше умеют пользоваться банковскими картами, чем те, кто живет в столице. Это выяснил Центробанк, проводя анализ развития карточного бизнеса в России во втором квартале.
Москвичи, как правило, умеют только снимать с карточек зарплату. А самые продвинутые пользователи живут в Республике Саха (Якутия). Они чаще всего оплачивают картами товары и услуги. Специалисты говорят, что в столице банкам просто недосуг стимулировать покупки по карточкам, как это делают кредитные организации на Западе.
В России, в отличие от остального мира, большинство карточек выдается гражданам “принудительно”. Причина – массовый переход на выдачу зарплат через карточные счета. Он привел к тому, что в России выпущено уже свыше 28 миллионов банковских карт. Между тем главным показателем развития карточного бизнеса является использование карт в качестве платежного средства. И тут обе столицы далеки от лидерства. Как демонстрируют данные Центрального банка, ни Москва, ни Санкт-Петербург не входят даже в десятку лидеров территорий по числу операций на каждую карту. Так, в столице держатель карты во втором квартале совершил с ней в среднем 3,47 операции, то есть просто ежемесячно снимал деньги в банкомате. Владельцы карточек северной столицы пользовались картой в среднем по 5,47 раза. А самыми активными оказались держатели Республики Саха (Якутия), совершившие по 12,46 операции. То есть не только сняли зарплату, но и, вероятно, расплатились по карте в торгово-сервисной сети. Примерно по 8 раз своим “пластиком” воспользовались жители Алтая, Бурятии, Башкортостана, а также Ярославской, Липецкой, Самарской, Астраханской и Новгородской областей.
“Если говорить о небольших городах с небольшими предприятиями, – считает начальник управления организации продаж “Банка Москвы” Фарид Шафиков, – то понятно, почему количество операций по банковским картам в них выше. Просто там реже встречаются так называемые зарплатные проекты. И, как следствие, в структуре эмиссии преобладают карты, выпущенные индивидуально, осознанно. Поэтому и пользуются ими чаще как платежным средством”. А начальник управления по связям с общественностью банка “УралСиб” Сергей Лобанов объясняет этот парадокс тем, что в регионах большое распространение, в частности и по зарплатным проектам, имеют чиповые карты локальных платежных систем. “Поскольку такие карты имеют множество приложений, в том числе социальных, – говорит Сергей Лобанов, – их выгоднее использовать в качестве платежного средства. Например, держатель знает, что по своей карте в своем городе он сможет получить скидку в любом магазине, вплоть до булочной. Естественно, он предпочтет расплатиться картой, а не наличными”.
В столицах же локальные проекты практически не развиты. А в качестве основного инструмента, побуждающего владельца карты к активному ее использованию, кредитные учреждения рассматривают кобрендинговые проекты (скидка за оплату картой в предприятих – партнерах банка). “Но, к сожалению, кобрендинг развит недостаточно, – уверен Шафиков, – из-за небольшого выбора”. На самом деле у банков просто не доходят руки до того, чтобы довести проекты до ума. Зачастую скидочные программы просто теряют смысл из-за того, что, обзаведясь большим количеством предприятий-партнеров, кредитные учреждения не заботятся о достаточном информировании держателей карт. Поэтому они просто не в курсе, где могут получить скидку, используя свою карту.
Анна КАЛЕДИНА.