Есть еще казанский порох в пороховницах

Что мы знали до сих пор о Казанском пороховом заводе?

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Что мы знали до сих пор о Казанском пороховом заводе? Уверенно, пожалуй, только то, что он есть. Еще известно было, что делает он новогодние огненные забавы и заряды для фейерверков. Испытательные взрывы от людских ушей не скроешь, поэтому догадывались, что идет на нем и производство боеприпасов. Вот, кажется, и все. Плотная завеса секретности скрывала все остальное.


Халил Гиниятов: "А вам известно, какое эмоциональное напряжение ежедневно испытывают люди, работающие со взрывчатыми материалами?"И еще лет пять назад, не говоря уж о советских временах, невозможно было себе представить беседу руководителя этого предприятия с журналистом. Но, видимо, в военно-промышленном комплексе происходят какие-то тектонические сдвиги, раз на днях генеральный директор предприятия Халил Гиниятов сам пригласил к себе группу журналистов для “взаимного знакомства”.


Начал он с напоминания о том, что пороховой завод является старейшим предприятием Казани и всего Татарстана. 25 июля отметил 216-ю годовщину своего рождения. А в последние годы пережил новую трансформацию, которая, хотя и на качественно ином уровне, возвращает его по форме и содержанию взаимоотношений с государством к самым истокам.


В соответствии с федеральной целевой программой реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на 2002 – 2006 годы было принято решение о создании федерального казенного предприятия “Казанский государственный казенный пороховой завод”. С сентября прошлого года завод начал работать в ином статусе. Новым он является для новейшей истории, но интересно то, что именно в этом статусе завод был создан в конце XVIII века.


Напомним: в 1786 году указом правительствующего Сената от 29 мая было предписано приступить немедленно к строительству порохового завода в Казани. На указе резолюция: “Быть по сему” и подпись: “Екатерина II”. Завод был построен в течение двух лет. 25 июля 1788 года уже начали работать пять фабрик, и к концу года ими было сдано 5488 пудов дымных порохов.


Казанский завод всегда надежно обеспечивал армию порохом высочайшего качества. С ним российская армия воевала с Турцией и Швецией, водил войска в заграничные походы Александр Суворов. Когда Лермонтов писал в поэме “Бородино” “Забил заряд я в пушку туго…”, имелся в виду заряд казанского пороха. О Первой мировой войне поэм такого уровня сложено не было, но воевала русская армия все теми же казанскими порохами.


Исключительную роль сыграл Казанский пороховой завод в первые три года Великой Отечественной войны. На это время он, по существу, оставался единственным поставщиком пороха для нужд Красной Армии, так как остальные заводы либо попали под оккупацию, либо были вывезены вглубь страны и еще не приступили к производству. Заряды к легендарным “катюшам” делал только казанский завод.


Реформы девяностых годов потрясли весь оборонно-промышленный комплекс страны. Не обошли они стороной и Казанский пороховой завод. Завод потерял три четверти работников. И тем не менее он выжил и сегодня является ведущим в России предприятием в отрасли производства взрывчатых веществ и боевых зарядов. В значительной мере он сохранил свои позиции благодаря тому, что на территории предприятия находится головной институт по разработке пироксилиновых порохов и зарядов – НИИ химических продуктов. Завод является монополистом по производству зарядов для стрелкового оружия, а также для артиллерии, морских и авиационных вооружений.


Получив статус казенного предприятия, КГКПЗ совершил рывок в восстановлении своих позиций. Рост производства за первое полугодие 2004 года по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 172 процента. Резко сократились собственные затраты, стабилизировалась численность работников, появился, хотя пока и небольшой, рост числа рабочих кадров. Средняя зарплата составляет около 4 тысяч рублей. Предприятию удалось сохранить социальную сферу. Имеются два благоустроенных общежития, комбинат общественного питания, спортивный комплекс и реабилитационный центр.


О последнем следует сказать отдельно. Специфика здешнего производства такова, что “пороховщики” постоянно испытывают эмоциональное напряжение. Работа со взрывчатыми материалами требует повышенного внимания и скрупулезного соблюдения технологии и правил техники безопасности. Постоянное напряжение чревато нервными срывами и требует релаксации. Люди все разные и по-разному переносят эмоциональные нагрузки. Поэтому реабилитационный центр просто необходим, чтобы люди могли в нем снять стресс и, при необходимости, получить медицинскую помощь.


Положительные сдвиги ни в коем случае не должны расслаблять и расхолаживать коллектив и, в первую очередь, руководство предприятия. Резкий рост производства в первом полугодии 2004 года достигнут, главным образом, за счет выпуска оборонной продукции, которая составляет 72 процента от общего ее объема. Конъюнктура на этом рынке труднопредсказуема, поэтому менеджеры завода делают ставку на расширение выпуска гражданской продукции. Возможности для этого есть. Они заложены в применяемых здесь так называемых двойных технологиях, пригодных как для производства боевых зарядов, так и для изготовления мирной продукции. А это и спортивно-охотничьи пороха, нитроцеллюлоза, лакокрасочная продукция, фейерверки. КГКПЗ является монополистом по производству светопламенных порохов, и можно сказать, что все фейерверки, которые сейчас производятся в России, используют казанские пороха. Спрос на эту продукцию есть и растет.


В этом году казанцы выиграли тендер на поставку заземляющих устройств – пироксилиновых анодов для “Татнефти”. Кроме того, нефтяникам необходимы ингибиторы, которые завод способен выпускать в необходимых им количествах.


Переориентация его на гражданскую продукцию потребовала изменений в структуре управления. Пришлось создать специальную службу, которая занимается перспективой развития предприятия.


В конце декабря прошлого года состоялась встреча вице-премьера Правительства России Бориса Алешина с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, на которой было принято решение о глубокой модернизации Казанского порохового завода. Сегодня эта работа ведется совместно с НИИХП и институтом “Союзпромпроект”. В ее основе – коренная модернизация всех производств и энергетического комплекса. Работы финансируются из федерального бюджета.


Главные сегодняшние проблемы предприятия в первую очередь связаны с новизной его организационно-правовой формы. КГКПЗ стал всего лишь четвертым в стране казенным предприятием и первым в своей отрасли. Законодательная база для казенных предприятий по вопросам планирования и текущего финансирования пока недостаточно проработана. Поэтому периодически возникают проблемы, которые удается решать только через банковские кредиты, при помощи Президента и Правительства Татарстана. А четкого механизма финансирования из федерального бюджета пока нет. Определенную помощь в разрешении этих коллизий оказывают депутаты Госдумы от РТ Ренат Губайдуллин и Олег Морозов. Они прекрасно понимают ситуацию, но законотворческий процесс идет не так быстро, как хотелось бы, и пока приходится обходиться частными решениями по конкретным вопросам. Есть проблема и с финансированием мобилизационных мощностей и ресурсов. Сегодня на это уходит значительная часть оборотных средств предприятия. Бюджет на эти цели выделяет только около 10 процентов от необходимых средств.


Несмотря на трудности переходного периода, Халил Гиниятов уверен в будущем. Завод богат не только технологиями и традициями. Главное его богатство – люди. 216 лет не прошли даром. На заводе есть семейные династии, общий трудовой стаж которых насчитывает от 200 до 700 лет! В годы Великой Отечественной войны семь работников были удостоены звания Героя Советского Союза, в послевоенные годы три получили звание Героя Социалистического Труда. Эти традиции живы. По итогам прошлого года более ста работников завода отмечены почетными грамотами Российского агентства по вооружениям и боеприпасам.


Отдавая должное ветеранам, руководство завода при этом понимает, что будущее предприятия – в руках молодежи. А молодежь, почувствовав, что положение здесь стабилизировалось, на завод пошла. Теперь важно ее увлечь новыми перспективными проектами, дать возможности для профессионального и карьерного роста. Все это также в числе приоритетных задач руководства коллектива.


Вот так одно из самых закрытых предприятий Казани слегка приоткрыло свои двери. Халил Гиниятов пообещал в преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне еще раз пригласить журналистов для подробного рассказа о вкладе Казанского порохового завода в Победу. Наверняка это будет очень интересно. Не менее интересным было бы узнать о роли, которую завод играет в боевых действиях, происходящих в настоящее время на наших глазах. Но до такой степени открытости дело еще не дошло. И вряд ли когда-нибудь дойдет. И это вполне объяснимо.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще