Конкуренция в небе и на земле

Отечественные авиастроители способны не проиграть экономическое соревнование с ведущими мировыми производителями авиационной техники.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Отечественные авиастроители способны не проиграть экономическое соревнование с ведущими мировыми производителями авиационной техники.


Вторая международная выставка "Авиакосмические технологии и оборудование. Казань-2004"Именно эта мысль стала лейтмотивом открывшихся в минувший вторник в Казани второй международной выставки “Авиакосмические технологии и оборудование. Казань-2004” и научно-практической конференции под тем же названием. Но для реализации прекрасной идеи необходимы, по крайней мере, два важных условия: наличие реальной поддержки авиастроения со стороны федерального Правительства (ни предприятия, ни регионы не в состоянии осилить столь масштабные проекты) и четко проработанная стратегия развития отрасли. Как стало видно из выступлений участников научно-практической конференции, оба эти условия пока так и остаются благими намерениями.


По словам вице-премьера – министра экономики и промышленности РТ Алексея Пахомова, в трудные годы экономических реформ Правительство республики и сами предприятия вложили в реализацию новых проектов 3,8 млрд. рублей и 200 миллионов долларов. Эти средства были направлены на освоение самолетов “Ту-214” и “Ту-324”, вертолетов “Ми-17”, “Ми-38”, “Ансат” и “Актай”, двигателей НК-93 и АИ-22. Причем, подчеркнул в своем выступлении Пахомов, финансовые вливания Татарстана в авиастроение в три раза превышают ассигнования из федерального бюджета на реализацию целевой программы развития гражданской авиатехники до 2015 года.


Кто-то может сказать, что Правительство республики “оторвало” от финансового “пирога” слишком большой кусок для поддержания авиастроительных предприятий. Стоило ли вкладывать в эту отрасль такие средства? Стоило, если учесть, что на предприятиях комплекса трудится несколько десятков тысяч человек, причем большинство из них – высококвалифицированные специалисты, можно сказать, элита машиностроения. Безработица в этой среде – это удар не только по семьям авиастроителей (а в советские времена зарплата в этой отрасли была одной из самых высоких), это еще и удар по престижу республики, да что там скромничать – по престижу страны. Государство, которое не строит самолеты, не может называться развитым, не раз повторял Президент Минтимер Шаймиев.


Россия, вопреки отсутствию четкой политики в области авиации (то мы заявляем о поддержке российских заводов, то закупаем “Боинги”, да еще без пошлин), самолеты все-таки строит. Общепризнано, что “Ту-214” по своим характеристикам не хуже иностранных машин. На КАПО освоено серийное производство этой машины. Но нам за счет собственных небольших средств так и не удалось наладить масштабное производство самолетов. И не потому, что кто-то в Татарстане этого не захотел. Наоборот. Однако федеральное Правительство очень уж безынициативно отнеслось к формированию пакета заказов для казанского предприятия. Сложись все иначе, авиационное объединение не знало бы отбоя от предложений со стороны банков (последние сейчас не знают, куда вложить свободные ресурсы).


Но сегодня мы имеем то, что имеем. В итоге и на других российских предприятиях отрасли дела идут без особого блеска. По словам директора ЦАГИ имени Н.Е.Жуковского Владимира Дмитриева, объем производства в авиастроении вырос на 4,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А ведь вся экономика России перешагнула 6-процентный барьер. Не в этой ли связи первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, открывая выставку, заметил, что сегодня для предприятий отрасли не столько важен вопрос “что делать”, сколько – “как делать”? Экспозиция выставки, скорее, отвечает на первый вопрос (более 80 предприятий России представили свои достижения в Казани, в том числе впервые – образцы военной техники). А вот на второй – “как?” еще предстоит отвечать.


Хотим мы того или нет, но авиаторы, получив право выбора при покупке техники, будут учитывать многие составляющие, в том числе качественные характеристики, цену, авторитет производителя. На стороне западных компаний играют родные правительства, банки, лояльные законы, на нашей стороне – инженерные традиции (реформы никак не отразились на наших мозгах, соображаем мы по-прежнему лучше многих иностранных коллег), умение выживать в любых условиях и непреодолимое желание строить самолеты. Хорошие самолеты. И уже ближайший год-другой покажет, кто же реально выиграет конкуренцию в небе – мы или они. Можем выиграть и мы, если перетянем на свою сторону федеральное Правительство.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще