Нет, наверное, сегодня другой такой отрасли, которая вызывала бы столько споров и нареканий. И при этом ее проблемы непосредственно касались бы и живо интересовали каждого из нас. Состояние дел в жилищно-коммунальной сфере всегда было объектом пристального общественного внимания. Тем более, если речь идет о втором по величине городе республики. И уж тем более, если в жилищно-коммунальном секторе его экономики происходят события, которые иначе как революционными не назовешь.
– Содержание и эксплуатация более 157 тысяч квартир, двух тысяч объектов бюджетной и социальной сфер требуют бесперебойного обеспечения их теплом и водой, – говорит заместитель директора по производству Департамента ЖКХ Минстройархжилкомхоза РТ по городу Набережные Челны Любовь Табакова. – В годы строительства КамАЗа развитие автограда шло бурными темпами. Но прошло три десятилетия, жилищный фонд состарился, износ объектов инженерной инфраструктуры достиг критической точки. Соответственно, перед администрацией остро встали все эти вопросы.
Наша справка. В подчинении у департамента семнадцать предприятий жилищно-коммунальной сферы. Кроме того, он осуществляет оперативное управление шестью предприятиями, из которых пять принадлежат “Татэнерго”, и сорока частными подрядными организациями, которые обслуживают жилищный фонд города на договорной основе с управляющими компаниями. По данным статистики, общая площадь жилищного фонда города Набережные Челны составляет 8,4 млн. кв.м, в государственной собственности находится 8,1 млн. кв.м. Протяженность инженерных коммуникаций – 2126,4 км, улиц, проездов – 4435 тыс.кв.м.
И самой болезненной из проблем оставалось снабжение города горячей водой и теплом. Ситуация была просто тупиковая. К 2001 году Набережночелнинское управление ремонта и эксплуатации инженерных коммуникаций (УРЭИК), в ведении которого была северо-западная часть автограда – так называемый Новый город, оказалось на грани банкротства. Несостоятельность УРЭИК выражалась не только в финансовом плане. Холод в квартирах и многодневное отсутствие воды в кранах нагнетали в городе социальную напряженность. Проблема грозила перейти из экономической плоскости в политическую.
Летом того же года Правительство Татарстана приняло решение о ликвидации УРЭИК и передаче тепловых сетей на баланс “Татэнерго”. Управление к тому времени задолжало энергетикам около 400 млн. рублей. Протяженность тепловых сетей предприятия, которые, между прочим, были изношены на 70 процентов, составляла 391,5 км. Было даже подсчитано, что в их реконструкцию необходимо вкладывать ежегодно по 160 млн. рублей в течение 9 лет.
Прошло три года. В марте нынешнего, говоря о реформировании ЖКХ в Послании к Госсовету республики, Президент РТ Минтимер Шаймиев отметил: “Примером эффективных подходов к жилищно-коммунальному хозяйству является решение проблем теплоснабжения Нового города Набережных Челнов. Передача теплоснабжающей организации города в ведение ОАО “Татэнерго” позволила в короткие сроки снять копившиеся годами наиболее острые проблемы. Энергетиками проведена масштабная модернизация: заменено 63,5 км ветхих тепловодов, построены два районных тепловых пункта, осуществлены инвестиции на сумму свыше 300 миллионов рублей. Считаем важным со стороны Правительства поддержать и расширять эту практику, оказывать всяческое содействие, особенно в части повышения эффективности деятельности теплоснабжающих организаций города Казани”.
Приняв это челнинское хозяйство в октябре 2001 года, “Татэнерго” смогло за первую же зиму вдвое сократить количество аварий.
– Мы взяли на свой баланс магистральные сети от Набережночелнинской ТЭЦ до Нового города и внутриквартальные сети в этой части автограда, принадлежавшие прежде УРЭИК. На базе реформированного управления и создано наше предприятие, – поясняет заместитель директора Казанских тепловых сетей “Татэнерго” – начальник Набережночелнинского эксплуатационного района (НЧЭР КТС) Рамиль Уразаев (на снимке – в центре). – Таким образом, Челны стали первым городом в республике, где теплоснабжение города, начиная от источника этого теплоснабжения, в нашем случае это местная ТЭЦ, до жилых домов, перешло в одни руки. Чтобы была понятнее ситуация, поясню: в Нижнекамске или Казани между “Татэнерго”, поставляющим тепло, и потребителем есть посредники. Это предприятия “Водоканал”, ПТС или другие. Мало того, мы – единственные, взявшие на свой баланс и внутриквартальные сети. Что же получили в “наследство”? Сети протяженностью в четыреста километров, из них 120 магистральных, а остальные – внутриквартальные, изношенность которых превышала семьдесят процентов. К нам отошли сорок два тепловых пункта, которые находятся непосредственно в городе и дают тепло в высотные дома, и пять подкачивающих насосных станций, “сидящих” на магистралях. Уже в процессе становления предприятия мы ввели в работу три районных тепловых пункта на территории кварталов для улучшения рабочего режима теплосетей.
Понять положение почившего в бозе УРЭИК можно. Ведь несовершенство тарифной политики делало, да и сейчас делает, передачу тепла убыточной. Теплоснабжение – не только самый энергоемкий, но и самый энергорасточительный сегмент любой городской экономики. Эта проблема актуальна для всей страны. Ремонт обветшавших трубопроводов требует вложения огромных средств. Их не было в бюджете города и не было в кармане управления. Отсюда бесконечные отключения, аварии, прорывы, которые накаляли обстановку. Народ возмущался, не получая элементарных нормативных услуг. Нужны были серьезнейшие инвестиции. Местные газеты в ту пору писали, что только чудо спасет город от катастрофы. Неизвестно, чем закончилось бы это пограничное с катастрофой состояние, не приди в Набережные Челны “Татэнерго”. С октября 2001-го на первое января этого года в город поступило около 350 миллионов “татэнерговских” рублей. Известно, что энергетики денег на ветер не бросают. Уж если вложили средства, то каждый рубль будет на счету и пойдет в дело. В первую же ремонтную кампанию нового предприятия в Челнах каждую неделю проходили заседания штаба, которые проводил генеральный директор “Татэнерго” Ильшат Фардиев. Иначе и нельзя было. Скоординировать усилия всех генеральных и субподрядчиков, поставщиков, городских организаций и предприятий под силу было только ему.
Наша справка. В России за год производится свыше 2 млрд. Гкал тепла. На это расходуется более 400 миллионов тонн условного топлива (включая его расход на электроэнергию, идущую на перекачку теплоносителя в системе централизованного теплоснабжения и работу котельных). Это около 43 процентов всех первичных энергоресурсов, использованных в прошлом году внутри страны. Производство тепла по сравнению с 1990 годом снизилось примерно на 20 процентов из-за сокращения его расхода на производственно-технологические нужды при одновременном росте потребления тепла населением и социальной сферой. Неэффективное теплоснабжение привело к огромному перерасходу энергетических, материальных и финансовых ресурсов, сделало неэкономичной теплофикацию, стало препятствием в проведении реформы ЖКХ.
Хотим мы того или нет, но реалии таковы, что теплоснабжение стало социально значимым участком в энергетическом комплексе республики. Именно этот фактор и стал определяющим при выборе Правительством РТ решения о совершенствовании и развитии теплоснабжения в автограде, которое, как оказалось, попало в “десятку”.
– Мы уже говорили, что город строился невиданными темпами. Нужно было срочно решать вопрос расселения строителей КамАЗа, – рассказывает Рамиль Уразаев. – И этот вопрос решался за счет быстрого сооружения зданий со сниженными тепловыми характеристиками. Да и дома стали рассредоточивать на свободных территориях внутри комплексов в нарушение генплана, по которому в новой части города должны были проживать 250 тысяч человек, а сейчас здесь уже около 400 тысяч. Конечно, это позволило во многом решить острые жилищные вопросы того периода. Но, как следствие, произошел огромный рост потерь тепла в зданиях. Для всего жилищного фонда, построенного до 1995 года, характерные потери тепла в три раза выше, чем установленные в 2001 году Строительными нормами и правилами для новых зданий.
Одновременно массово сооружались станции централизованного теплоснабжения с плохо изолированными протяженными теплотрассами, что удорожало их эксплуатацию и сокращало срок службы. Да и теплопроводы, как мы сейчас убеждаемся, были низкого качества, с плохой изоляцией и неэффективным дренажом. Подключение потребителей тепла к тепловым сетям осуществлялось без автоматического регулирования нагрузки. Бессистемное строительство домов привело к тому, что был нарушен и генплан теплоснабжения. Положение нужно было исправлять. И мы взяли на вооружение ряд энергосберегающих технологий. В частности, речь идет об автоматических системах частотного регулирования электродвигателей, высокоточных счетчиках электрической и тепловой энергии. Стали применять и новые изоляционные материалы. Это так называемые пенополимербетонные теплоизоляторы для внутриквартальных сетей. Только в прошлом году положили 2,4 километра труб с использованием этой технологии.
Для труб большого диаметра применяем “скорлупы” с использованием пенополиуретана. Активно используем и зарубежный опыт. Вот, к примеру, датские трубы фирмы “Альстом”. Образно выражаясь, это труба в трубе, которую можно сразу класть в траншею. Да, они дороже обычных, но себя окупают быстро. И опыт применения предварительно изолированных труб показал целесообразность использования преимущественно такого типа теплопроводов как для новой прокладки, так и при замене существующих участков. Использование таких труб позволяет уменьшить почти втрое по сравнению с традиционными теплопроводами потери тепла с поверхности через изоляцию, ускорить и удешевить строительно-монтажные работы.
Шаг за шагом выправляли положение энергетики. Но оградить их от “капризов” ветхих сетей не смог бы никто. Только было перевели дыхание, подготовив город к зиме, как тут удар под самый дых. На теплопроводе, ведущем от ТЭЦ к Новому городу, в конце октября прошлого года происходит крупная авария. На ноги поднялись все городские власти. Буквально через два часа в город уже прибыл генеральный директор “Татэнерго” Ильшат Фардиев. Серьезность ситуации в том, что именно здесь проходят все восемь магистральных трубопроводов. И если в городе все линии закольцованы и в случае аварии можно отключить конкретный их участок, то тут теплоснабжение шло напрямую. Специальная комиссия выяснила, что прорыв трубы произошел в результате коррозии металла после соприкосновения с веществом, которым поливают дорогу во время гололеда. Чтобы избежать повторения подобного инцидента, было принято решение вывести теплопровод из-под дороги и сделать его наземным. Совсем скоро строительство эстакады будет завершено. Магистральные теплопроводы уже заменены на новые. Такого крупного ремонта этот участок дороги не знал.
Но и это не все.
Мировая энергетическая конференция (МИРЭК), одна из авторитетнейших международных неправительственных организаций энергетического профиля (Советский Союз состоял членом МИРЭК с момента ее создания в 1924 году), еще в 1977 году сформулировала проблему энергосбережения “как дефицит знаний у специалистов о тепловом поведении зданий и чрезвычайно слабое использование достижений науки и техники в системах теплоснабжения и климатизации зданий”. Судя по всему, совсем скоро “Татэнерго” успешно опровергнет нелестный вывод МИРЭК, который весьма актуален для нашей страны.
Дело в том, что татарстанские энергетики совместно с администрацией города запускают в этом году в Челнах многообещающий пилотный проект. На примере целого жилого комплекса “Татэнерго” продемонстрирует, какой должна быть современная схема теплоснабжения города. Все двадцать три дома 62-го комплекса Нового города будут оборудованы регуляторами давления, температуры, здесь установят смешивающие насосы и другую аппаратуру, отвечающую требованиям сегодняшнего дня.
Труден путь, который ведет от ветхих труб к новым горизонтам. И, наверное, кроме инвестиций, без которых эту дорогу не одолеть, нужно еще и большое желание жить иначе, по-новому. Желание, которое есть у руководства, специалистов “Татэнерго”.