В основном конструктивные решения и предложения прозвучали 28 июля на очередной коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, специалисты которого собрались для того, чтобы подвести итоги своей работы за первое полугодие.
В частности, было предложено часть имущества судоходной компании “Татфлот” и авиакомпании “Татарстан” передать предприимчивым людям, а частным автоперевозчикам предоставлять технику в лизинг – этого требует жизнь. Тем более что государственные автопредприятия до сих пор не рассчитались (18 миллионов рублей) за предоставленные в прошлом году в кредит машины. Да и к строительству дороги Казань – Оренбург протяженностью 409 километров неплохо было бы привлечь инвесторов.
Начали с насущного: в каком состоянии находятся дороги республики и как проходит нынче их ремонт. По словам заместителя министра Александра Репенко, сегодня в серьезном обновлении нуждаются 2000 километров внутриреспубликанских дорог, более 35 процентов из которых находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Этим летом необходимо отремонтировать 554 километра автомагистралей. В результате 25 населенных пунктов, ранее оторванных из-за бездорожья от районных центров, будут соединены трассами с твердым покрытием. В 2004 году финансирование этих работ ведется по двум источникам: по статье “Дорожное хозяйство” – 580,5 миллиона рублей и по статье “Финансовая помощь” – 1,2 миллиарда рублей (бюджет РФ). Из республиканского бюджета дорожным строителям обещали выделить 2 миллиарда 809 миллионов рублей. За первые шесть месяцев года дорожно-строительных работ выполнено на сумму 1,8 миллиарда рублей, что составляет 39,5 процента от годового их объема. Темпы реализации отраслевой программы заметно опережают прошлогодние: по строительству новых дорог – на 12 процентов, по ремонту автотрасс – на 24 и на 29 процентов лучше обстоят дела с содержанием магистралей.
Основные объекты текущего года – автодорога Казань – Оренбург с подъездом к международному аэропорту “Казань”, автотрасса “Сорочьи Горы – Шали” (40 километров), строительство второй очереди мостового перехода у Сорочьих Гор, возведение автотрассы Йошкар-Ола – Зеленодольск (участок Казань-поселок Залесный), подъездная автодорога к горно-спортивному оздоровительному комплексу “Казань”. Продолжится и строительство транспортных обходов вокруг Мамадыша, Альметьевска и Нурлата.
Заместитель министра Азат Галиахметов остановился на отраслевых планах, которые уже сейчас реализуются в жизнь. Так, в рамках празднования 1000-летия Казани принято решение о строительстве в международном аэропорту “Казань” бизнес-терминала для обслуживания официальных делегаций и пассажиров первого класса. Его пропускная способность – 100 пассажиров в час.
Все шире внедряется в сферу пассажирских перевозок частный извоз – предприниматели перевозят до 30 процентов пассажиров. Не случайно заместитель Премьер-министра – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов поднял вполне закономерный вопрос: “Может быть, частникам взамен маловместимых “ПАЗиков” и “ГАЗелей” предоставлять большие автобусы? Пользы будет больше”. Представители ассоциации частных перевозчиков Казани не возражали.
В деятельности авиапредприятий республики также отмечен определенный рост – перевезено 159,2 тысячи человек (плюс 26 процентов к уровню прошлого года), грузов – 470,2 тонны (плюс 28,8 процента). У судоходной компании “Татфлот” перевозка пассажиров снизилась на 16,9 процента, доставка грузов – на 15,9. Кроме того, практически на всех предприятиях речного транспорта наблюдается тенденция увеличения дебиторской и кредиторской задолженности.
Генерального директора “Татфлота” Андрея Казанкова на коллегии упрекнули и за то, что у речников самая низкая в отрасли зарплата, однако замечание не застало его врасплох. Как он рассказал, пустить “свободные” деньги на зарплату проще всего, а вот на эти же средства построить современный грузовой порт терминального типа (именно за его возведение берутся сейчас речники), а также таможенный терминал – намного сложнее. Но и это, по словам А.Казанкова, не все. Уже в ближайшее время будет проведена существенная структурная реорганизация компании. В планах речников – перейти на переработку добываемых “Татфлотом” нерудных строительных материалов за пределами города, поскольку экологи не раз уже напоминали им о загрязнении окружающей среды. Есть и другие планы. 9 грузовых судов компании оснастили современной диспетчерской связью. Результат не заставил себя долго ждать: минимальные простои во время загрузки обернулись экономией топлива. К слову, за сезон “Татфлот” “потребляет” 12 тысяч тонн солярки на сумму 100 миллионов рублей. Теперь эти цифры намного уменьшатся. А вот с пассажирскими перевозками дела обстоят не самым лучшим образом. За последние годы речники потеряли четверть своих клиентов. Поэтому судоходную компанию и преследуют нескончаемые убытки.
Итоги коллегии подвел В.Швецов, призвавший работников отрасли смелее привлекать инвестиции, активнее применять современные технологии, шире внедрять в производство научные разработки проектных организаций, создавать между структурными подразделениями здоровую конкуренцию.