Госзаказ: тумана меньше

Государству надоели слухи и домыслы вокруг системы распределения госзаказа.

Автор статьи: Татар-информ

Государству надоели слухи и домыслы вокруг системы распределения госзаказа. Государству нужен прозрачный и равнодоступный (в том смысле, что его могут получить все – был бы товар по приемлемой цене) госзаказ. Государство заинтересовано в том, чтобы купить товары и услуги, достойные по качеству, но не очень высокие по цене: оно, государство, намерено беречь бюджетную копейку.


И вот ради этой самой прозрачности и доступности была приобретена и смонтирована система проведения торгов в режиме online. Все прелести этой системы, как уже сообщала наша газета в предыдущем номере, были продемонстрированы журналистам в минувший вторник. Представителей СМИ пригласили в Агентство по госзаказу, где в течение часа несколько фирм боролись за возможность поставки Минздраву стирального порошка и хозяйственного мыла. Все перипетии борьбы (кто и когда называет меньшую цену) отображались на мониторе компьютера.


Предваряя действо, которое по замыслу организаторов мероприятия должно было впечатлить журналистов, генеральный директор агентства Яков Геллер назвал несколько цифр. Они подтверждали, что в системе госзаказа власти начали наводить порядок. За полгода было заключено более 1800 контрактов на сумму 5,2 млрд. рублей. За соответствующий период прошлого года объем госзаказа составил 3,2 млрд. рублей. На открытых торгах было распределено 63 процента госзаказа (в прошлом году – 37 процентов). Единый заказчик получил 35 процентов государственного пирога.


Отметим, что в большей части случаев (400 контрактов) единого заказчика назначали госорганы. И сразу возникает вопрос: а где гарантия, что этот исполнитель – самый надежный, что его продукция самая качественная и наиболее приемлемая по цене?


Эти самые 400 контрактов пока еще не позволяют говорить о полной прозрачности и равнодоступности госзаказа. Словом, ведомству Якова Геллера есть над чем работать, хотя на пути к идеалу сделано немало.


Суть презентуемой системы торгов в режиме online предельно проста: побеждает тот, кто в течение часа предложит наименьшую цену по предлагаемым группам товаров или услуг. В минувший вторник несколько фирм боролись за поставку Минздраву моющих средств. Борьба и в самом деле была интригующей. В течение часа фирмы сбили среднерыночные цены на хозяйственное мыло с 19 рублей за кусок до 13,6 рубля. Снизились цены на туалетное мыло и кальцинированную соду. А вот стиральный порошок фирмы-поставщики не захотели продать дешевле установленной цены. Они держали цены выше среднерыночных: то ли тут присутствует сговор между участниками торгов, то ли цены действительно за последние дни подскочили?


Яков Геллер не знал ответа на эти вопросы и… вмешался в торги, причем очень своеобразно (лучше бы он этого не делал, потому что сразу показал журналистам, что власти в любой момент могут заставить участников торгов плясать под свою дудку). Руководитель агентства ввел в систему нового участника торгов (компанию “Геллер лтд”), который предложил самую низкую цену на стиральный порошок-автомат. Претенденты на госзаказ (то ли они знали об этой хитрости заранее, то ли цена была действительно нереальной – на несколько рублей ниже) вообще прекратили торги по этому лоту.


Лично моя уверенность в прозрачности торгов несколько поколебалась: где гарантия, что в другой раз девочка-оператор по чьей-нибудь команде не введет в торги “липового участника”, если соревнования пойдут в невыгодном для кого-то русле? А ведь этот “мнимый претендент” может так спутать карты, что в последнюю минуту не сразу сообразишь, что следует предпринять.


Возник и другой вопрос: в конкурсе на поставку мыла и порошка (а объемы были действительно большие) принимали участие фирмы, названия которых мало о чем говорят: “Алькор плюс”, “Альтаир”, “Архимед”. Вы слышали о таких производителях мыла и порошка? Лично я – нет. Скорее всего, это посреднические фирмы, которые торгуют данной продукцией на оптовом рынке. А где же “Нэфис косметикс” – крупнейший в России производитель моющих средств? Ведь именно эта компания производит, например, порошок “Сорти”, который значился в лотах. И именно “Нэфис косметикс” мог бы предложить наименьшую цену на моющие средства, ведь предприятию не нужно накручивать цены за посреднические услуги.


За минуту до окончания торгов “Нэфис” объявился: его представитель поинтересовался, когда пройдет конкурс. Естественно, производители заранее должны узнавать о времени торгов, но и работники агентства (если они заботятся об экономии государственной копейки) могли бы предупредить менеджеров компании о торгах. А то опять возникают домыслы, против которых решило бороться наше Правительство.


P.S. Отметим, что в ходе торгов государство все-таки сберегло бюджетную копейку: экономия средств составила около 40 тысяч рублей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще