Миссия выполнима

Тринадцать лет назад прославленный казанский завод ЭВМ окончательно дошел до ручки: вместо наукоемкого оборудования для космоса здесь стали выпускать магнитофоны и .

information_items_1347366616

Генеральный директор "ICL КПО-ВС" Виктор ДьячковТринадцать лет назад прославленный казанский завод ЭВМ окончательно дошел до ручки: вместо наукоемкого оборудования для космоса здесь стали выпускать магнитофоны и … мыльницы. Однако не все смирились с крахом родного предприятия. Семеро крепких профессионалов создали совместное предприятие “ICL КПО-ВС” и спасли тем самым и лучшие традиции завода, и особую культуру производства, и честь Казани как продвинутого компьютерного города.


О том, как с помощью информационных технологий может сделать рывок и крупное объединение, и небольшая гостиница, чем мы будем “кормить” компьютеры будущего и для кого “13” – счастливое число, рассказывает гендиректор “ICL КПО-ВС” Виктор Дьячков.


Наша справка


ОАО “ICL-КПО ВС” основано в 1991 году Казанским производственным объединением вычислительных систем (КПО ВС) и британской компанией “International Computers Limited” (ICL). Акционерами предприятия являются Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана и компания “Fujitsu Services Limited”.


ОАО “ICL-КПО ВС” – одно из крупнейших предприятий России в области компьютерных технологий, обеспечивающее консалтинг, проектирование, внедрение, гарантийное и сервисное обслуживание компьютерных систем любого масштаба. Предприятие располагает новейшими информационными разработками и интегрировано с мировым лидером компьютерных технологий – корпорацией “FUJITSU GROUP”.


 


Яблоко от яблони

– Виктор Васильевич, во многих регионах России ОАО “ICL КПО-ВС” до сих пор ассоциируется с Казанским заводом ЭВМ. Помогает ли в бизнесе легендарное наследство?


– На одной из недавних отраслевых выставок устроители бросили клич – кто из участников быстрее других объединит несколько платформ в одно информационное поле? Одни наши конкуренты говорили, что это вообще невозможно, другие – что для решения этой задачи требуются несколько месяцев работы и десятки тысяч вложений. Специалисты ICL КПО-ВС справились с заданием за два часа! Заказчик, за которого шла негласная борьба, сделал выбор в нашу пользу. А выиграли мы за счет того, что на предприятии за более чем сорокалетнюю историю образовался уникальный сплав опыта, знаний, технологической истории и молодых талантливых ребят, которые с колоссальной быстротой усваивают все новое и, главное, умеют его применять. Так что глубокие, сильные корни – одно из наших главных конкурентных преимуществ.


– Хорошо, основательный подход к работе сохранился на предприятии с давних времен. А заказчики?


– Продолжается долгосрочное сотрудничество с Минобороны, МВД и Минобразования Российской Федерации, с “Газпромом”. Но это далеко не единственные наши клиенты – в списке заказчиков ОАО “ICL КПО-ВС” значатся более шестисот компаний и государственных учреждений.


– Представляя советские ЭВМ, невольно рисуешь картинку – машина занимает несколько комнат, что-то в ней мигает и светится, а информация выводится на перфокартах… А какой самый большой и самый маленький компьютер вы видели?


– Один из таких компьютеров сохранился и у нас, в заводском музее. Он занимал площадь около 500 квадратных метров, а одна только стойка центрального процессора весила тонну! В ней помещалось три миллиона вентилей, а потребление энергии достигало десятков киловатт. А самый маленький компьютер сегодня… Ну вот, например, – это тот же мобильный телефон.


– А какими станут компьютеры будущего?


– Физики работают над созданием квантовых компьютеров. А биологи трудятся над созданием биологических вычислителей. Кто знает, может, в недалеком будущем компьютеры у нас будут живыми существами, которые надо будет поить молоком… или пивом (улыбается). Во всяком случае, есть теория построения компьютерных систем по аналогии с нейроклетками человека.


Турнир школьников по программированию в ICL КПО-ВС– Что изменится в области программного обеспечения?


– Оно будет детализироваться. Эта идея принадлежит компании IBM – сетевые операторы будут предоставлять нам необходимое программное обеспечение по требованию, и мы станем платить только за время использования этого обеспечения – исчезнет нужда устанавливать его в свою “персоналку”. Все больше программного обеспечения общей востребованности будет бесплатным – развитие пойдет по направлению открытых систем типа Linux. А в области оборудования – все больше функций будет вноситься внутрь процессора, увеличивая функциональность машины.


– Компании исполняется тринадцать лет. А что значит для вас это число?


– Для меня “тринадцать” – число счастливое. Я родился тринадцатого октября, учился в институте в группе номер тринадцать, а сейчас живу в тринадцатой квартире… Я думаю, что этот год у нас будет экономически удачным. Плановые объемы очень высокие, они подтверждаются ростом показателей компании в области предоставления услуг на 40-50 процентов. А общий объем реализации по плану составляет в этом году десятки миллионов долларов.


От заводов до гостиниц

– Давайте попробуем нарисовать собирательный образ вашего заказчика. Кто и что ищет сегодня на рынке информационных технологий?


– Общероссийская тенденция такова, что та часть крупных предприятий, где руководители перестали драться за собственность, задумалась над эффективным управлением. Раньше вопрос решался просто – на каждое стратегически важное место собственник ставил свое доверенное лицо. Это неплохо, но редко случается так, что это лицо оказывается в придачу и компетентным. Тут-то и возникает потребность в информационных технологиях.


– Значит, успешные собственники сейчас стремятся использовать плоды информационного прогресса?


– Да, и это не может не радовать. Объем реализации IT-услуг в Татарстане ежегодно увеличивается на четверть, а в нашей компании, по сравнению с 2000 годом, он вырос в семь раз!


Приведу пример: когда на заводе бывшего Министерства тяжелого машиностроения в Волгограде установили АСУ, она окупилась первым же расчетом материалоемкости буровой вышки, моментально! А ведь люди там поначалу вообще не знали, как обращаться с продвинутыми машинами…


Случается, что спрос на наши услуги начинает опережать наши возможности, и мы стараемся активно набирать людей, переориентировать группы специалистов внутри компании. Речь идет о комплексных системах управления бизнес-проектами класса ERPII, построенных на базе MAХ, Axapta, а также отечественных разработках – 1С и БЭСТ.


– Насколько татарстанские темпы информационной интеграции совпадают с общероссийскими?


– Татарстанские предприятия отличаются тем, что они немножко побогаче и пока еще имеют возможность использовать другие ресурсы. Но сейчас появилось немало компаний, которые активно внедряют системы автоматизированного проектирования, так называемые САПРы. Это помогает, например, заранее, при помощи компьютерного моделирования, оценить вероятность успеха или неуспеха того или иного изделия на рынке. В Казани в этой области мы второй год активно сотрудничаем с заводом “Элекон”.


– А что за система разработана для “Газпрома”?


– Это уникальная система управления имуществом и активами корпорации, которая успешно функционирует в “Газпроме” не один год, а сегодня находится в стадии внедрения и тиражирования для его дочерних обществ. Мы разработали проект и внедрили систему защиты информации центрального офиса “Газпрома”, а это более трех тысяч рабочих мест, более тридцати разнородных системных средств. Именно нами была создана система консолидированной отчетности для “Межрегионгаза”.


– А с малым бизнесом вы работаете?


– Информационные технологии значительно дешевеют. Оборудование тоже становится доступным практически всем. И вместе с тем растет культура обслуживания. Среди заказчиков нашего НТЦ финансовых систем – магазины одежды “Benneton” и “Naf Naf”, салоны парфюмерии “Yves Rocher” и “Свей”, ресторан “Сахара” и кафе “Театральное”, супермаркет “Subcontinent”, сеть аптек “России”, салоны сотовой связи “Man go” и многие другие. Наши специалисты помогли им автоматизировать системы оперативного, складского и бухгалтерского учета, что существенно повысило качество обслуживания клиентов. Это, кстати, станет важным преимуществом в контексте тысячелетия Казани, когда в город съедутся тысячи гостей. А гостиницы, которые мы тоже обслуживаем, просто не получат достаточного количества звездочек, если вовремя не обзаведутся АИС.


Цена мгновения

– Виктор Васильевич, а как обычный человек ощущает на себе преимущества информационного общества? Ведь многим кажется, что IT-технологии – это где-то там, далеко, а мы со своими проблемами – здесь…


– В 1995 году мы оснастили диспетчерский отдел центральной городской станции “Скорой помощи” специально оборудованными компьютерами. И вот уже десять лет в Казани на станциях “Скорой помощи” покончено с заполнением бесконечных бумаг, а информация, полученная диспетчером по телефону, мгновенно попадает в компьютерную базу данных, существенно сокращая время приезда бригад к месту вызова. Надо ли объяснять, насколько велика при этом цена каждого мгновения…


А в прошлом году в информационный контур “Скорой помощи” добавили гараж и аптеку – так что появилась возможность учитывать расход лекарственных препаратов и ГСМ, затраченных за каждый вызов. Включив в единую систему городские подстанции, разгрузили работу центральной. Теперь мечтаем пойти дальше – связать в единую сеть “Скорую помощь” и больницы – с тем, чтобы к моменту прибытия больного врач уже был осведомлен о предполагаемом диагнозе. Возможность помочь больному в этом случае повышается в разы. Кстати, случается, что финансирование (а в нем участвуют Минздрав РТ и администрация города) по этой программе затормаживается. Но, осознавая важность “Скорой помощи” для миллионного города, мы фактически сами инвестируем в эту программу средства.


Идем в розницу

– В чем конкурентное преимущество компьютеров от ICL?


– Производя в год более десяти тысяч единиц техники, мы можем говорить, что у нас полноценное серийное производство, имеющее сертификат качества. Помимо качественных показателей, оно обладает и ценовыми преимуществами. Но, будучи официальными партнерами Intel и Microsoft, мы не можем позволить себе начинить компьютер нелицензионными приложениями. А лицензионные добавляют, помимо первоклассного качества, двадцать процентов к цене машины. Однако сейчас появилась возможность работать правильно и в то же время уйти от этой проблемы. Я имею в виду операционную систему Linux, которая устанавливается бесплатно, но при этом обладает всеми преимуществами Windows.


– И все-таки это достаточно распространенный стереотип – мол, зачем покупать дорогой сертифицированный продукт, когда проще пойти на рынок?


– Что и говорить, явление это встречается сплошь и рядом. Люди покупают программы на рынке, сами устанавливают. Даже база данных используется нелицензионная. А потом удивляются, почему IT-система предприятия оказывается больной, а то и вовсе “умирает” в самый неподходящий момент…


– Когда видишь двести компьютеров, одновременно тестирующихся в режиме он-лайн, понимаешь, насколько скрупулезно относятся в ICL к качеству своих изделий. Что именно тестируется перед отправкой компьютера заказчику?


– Тестам мы уделяем очень серьезное внимание, используем для этого специальное оборудование. Тестирование зачастую длится несколько суток. После этого его результаты отправляются на экспертизу в компанию Microsoft. Овладение методикой тестирования и аттестации соответствия программного обеспечения конкретному оборудованию – это серьезнейшая задача. В нашей стране, к сожалению, этим занимается очень мало компаний, а государство вообще не видит в этом проблемы…


IT-системы, будьте здоровы!

– А что такое “аудит IT-систем” предприятия?


– На большинстве предприятий еще велика роль системного администратора. Однако он может и уйти, и заболеть, и просто не справиться с неожиданной задачей. Недавно, например, я наблюдал характерную сценку в одном из казанских гипермаркетов: несколько касс не могли начать работать из-за каких-то технических проблем, а администратора не было на месте. Тут же образовались очереди… Поэтому, чтобы избежать полной зависимости от собственных системных администраторов, многие компании готовы платить деньги, чтобы специализированная организация проводила периодический аудит и оценивала квалификацию и качество работы их системного администратора, надежность работы самой системы.


– Специалисты по IT-аудиту выходят из собственного учебного центра предприятия?


– Наш центр является единственным в Татарстане сертифицированным учебным центром Microsoft. Обучение в нем проходят и наши специалисты, повышающие квалификацию, и работники предприятий, на которых внедряются наши системы (например, у нас прошли подготовку 240 сотрудников “Межрегионгаза” со всей России), и программисты, которым сертификат Microsoft необходим для подтверждения профессионального уровня, и розничные клиенты.


Математики не мигрируют

– А сколько всего на предприятии программистов?


– Эта цифра приближается к четырем сотням. А всего на предприятии около шестисот работников. В год происходит прирост в среднем на 50-70 человек. Планируем распространяться по другим регионам, где у нас немало заказчиков. Например, уже есть свое представительство в Москве и Астрахани…


– А какова средняя заработная плата?


– По итогам прошлого года она составила одиннадцать тысяч рублей, включая уборщиц и водителей. Мы не удовлетворены этой суммой, хотим, чтобы наши работники получали больше. И здесь мне очень нравится инициатива государства, направленная на снижение социального налога и НДС.


– Как вам удается сохранить кадры?


– В эпоху перестройки не утихали споры – кто и куда уедет. Однако уехали немногие. В нашей профессии очень много математики, а математики не склонны к большим миграциям.



Альбина АБСАЛЯМОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще