Ожидаемое падение мировых цен на нефть будет скорее подарком, чем угрозой. Подарок заключается в возможном повышении темпов экономического роста.
Дело в том, что воздействие высоких цен на нефть на темпы экономического роста имеет двоякий характер. С одной стороны, действительно обеспечивается поток финансовых ресурсов в пользу того сегмента российской экономики, который занят производством, транспортировкой, экспортом нефти и нефтепродуктов. В этом секторе производится около 20 процентов ВВП и работает 1,7 процента населения (вместе с трубопроводным транспортом – 2,1 процента). С другой стороны, при снижении мировых цен на нефть повышение реального курса рубля приостанавливается. В результате более конкурентоспособными оказываются и другие отрасли российской экономики, в которых занято около 98 процентов работающего населения и производится 80 процентов ВВП. Поэтому высокие темпы роста начинают распространяться и на другие отрасли, помимо нефтяной.
Вся экономика начинает расти двузначными темпами. Поскольку рост распределится более равномерно по всей экономике, его средние темпы окажутся более высокими. Собственно, именно это и происходит сейчас во многих странах СНГ, не являющихся экспортерами нефти. Там темпы роста в полтора-два раза выше, чем в России.
В последние 2-3 года на наших глазах произошло крупное мировое событие: США снизили процентную ставку до такой степени, что капитал стал уходить из этой страны – частично в Европу, частично на развивающиеся рынки, включая и Россию. Из-за этого доллар довольно сильно просел – примерно на треть. В том числе и благодаря снижению курса доллара американцам удалось запустить свою экономику. Напротив, из-за сильного укрепления евро Европа на три года оказалась в стагнации. В подобной же ситуации, в том числе из-за высокого курса иены, оказалась и Япония. Результат – 12 лет застоя.
Несмотря на столь очевидные примеры негативного воздействия высокого валютного курса на развитие реальной экономики, некоторые российские экономисты продолжают настаивать на необходимости высоких темпов повышения курса рубля – на 7 процентов ежегодно и даже быстрее. Ничего, кроме замедления или даже остановки экономического роста, это не несет.
Стабилизационный фонд необходим для того, чтобы отсекать от немедленного использования внутри страны часть средств, поступающих в Россию от чрезвычайно благоприятной конъюнктуры. У государства есть искушение потратить эти деньги сразу же и на потребление, и на инвестиции. В этом случае реальный курс рубля пойдет вверх, что снизит конкурентоспособность российской экономики. Поэтому было принято решение: не тратить все средства, получаемые государством от высоких цен на нефть, а откладывать часть из них в “кубышку”. Благодаря работе стабилизационного фонда темпы повышения реального курса рубля оказались ниже, чем они были бы в том случае, если этот механизм не был бы введен. С появлением этого механизма часть доходов бюджета осела в нем – вначале в финансовом резерве, затем в стабилизационном фонде. Это новшество помогает стране выигрывать несколько дополнительных процентных пунктов экономического роста.
Сегодняшнее состояние фонда – это еще не наилучшая модель, которая первоначально была предложена, но приближение к ней. Даже в этой, не вполне совершенной форме стабилизационный фонд играет важную роль дисциплинирующего фактора в отечественной экономической политике. Не случайно в последнее время участились ожесточенные атаки на стабилизационный фонд с предложениями, как потратить его ресурсы на всевозможные “инвестиционные программы”. В случае принятия таких предложений будет разрушен один из важнейших элементов экономической стабильности, немалым трудом созданный в течение последних лет.
Я считаю, что средства стабилизационного фонда полезнее пустить на выплату внешних займов. Это позволило бы наряду с поддержанием темпов экономического роста решать еще и проблему наших обязательств перед внешними кредиторами. Ведь размеры нашего долга остаются весьма внушительными – свыше 100 млрд. долларов. В последнее время долг перестал снижаться и даже начал расти в силу изменений соотношения курсов евро и доллара.
Поскольку процентная ставка по нашим внешним платежам составляет в среднем около 7 процентов годовых, а доход от американских казначейских бумаг, в которые инвестируются средства фонда, не превышает в лучшем случае 2 процентов, отказ от их использования на погашение долга означает очевидные экономические потери. Опережающее погашение основной части внешнего долга дало бы дополнительно еще и экономию на будущих процентных платежах. Поэтому погашать деньгами фонда внешний долг весьма выгодно. Фактически это следование базовому правилу рационального поведения – тратить наиболее дешевый ресурс на покрытие наиболее дорогих обязательств.
Андрей ИЛЛАРИОНОВ.
Советник Президента РФ по экономическим вопросам.