Третий год предприятие “Энергосбыт” – филиал ОАО “Татэнерго” – добивается 100-процентного сбора платежей за электроэнергию. Однако эту радужную картину портят некоторые перекосы. Есть группа потребителей, которые не только регулярно вносят текущие платежи, но и возвращают долги прошлых лет, тем самым компенсируя неплатежи проблемных абонентов. К последним относятся сельхозтоваропроизводители (сегодня их задолженность составляет 700 млн. рублей), жилищные организации Казани и Набережных Челнов (соответственно – 380 и 120 млн. рублей) и население, проживающее в частном секторе. Правда, определить реальную задолженность “частников” до недавнего времени было проблематично, поскольку они оплачивали электричество по принципу самообслуживания, когда считали нужным: одни – раз в квартал, а другие – раз в год.
С января энергетики начали внедрять новый порядок расчетов с населением, проживающим в частных домах и коттеджах в сельских районах Татарстана. Теперь почтальоны приносят им квитанции-извещения каждый месяц. О причинах перехода на новый порядок оплаты и его преимуществах мы попросили рассказать первого заместителя директора предприятия “Энергосбыт” Ильяса Хесаметдинова.
– Мы определили эффективное направление работы с каждой группой потребителей, в том числе с абонентами частного сектора, – говорит Ильяс Ильдарович. – Что дает новый метод? Во-первых, дисциплинирует граждан. Если счета, будь то за квартиру, телефон, газ или электричество, приходят каждый месяц, значит, с такой же регулярностью их нужно погашать.
Во-вторых, такая система очень удобна для населения: теперь нет необходимости постоянно снимать показания счетчиков. Расчет производится исходя из истории потребления электричества конкретным абонентом. То есть рассчитывается среднесуточное потребление за предыдущий период, и с учетом количества дней в месяце начисляется определенная сумма. И гражданину приносят уже заполненную квитанцию. В ней указана сумма, которую мы предлагаем абоненту заплатить. Однако гражданин, не согласный с нашими данными, имеет право сам снять показания приборов учета, рассчитать свою льготу и внести в счет ту сумму, которую он считает правильной. Но при самостоятельных подсчетах можно и ошибиться. Так, далеко не все изучают федеральные законы. И многие граждане считают: раз им дана 50-процентная скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг, значит, такой же льготой обладают все члены семьи, проживающие с ними. Хотя так бывает далеко не во всех случаях.
В-третьих, мы соблюдаем все требования, которые оговорены в постановлении Правительства республики о внедрении адресных жилищно-коммунальных субсидий. И гражданин в полученной квитанции видит не только общую сумму, начисленную за электроэнергию, но и размер субсидий, выделенных ему государством, какая льгота предоставлена и какой долг за ним числится (в случае, если он неправильно платил по счетам в предыдущем периоде). В общем, дается полная картина начислений.
– К кому следует обращаться по вопросам предоставления льгот?
– Здесь складывается интересная ситуация. Вообще-то существует правительственное постановление, в котором сказано, что всеми вопросами предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги ведает Министерство социальной защиты – его сотрудники и обязаны давать гражданам соответствующие разъяснения. Но, как правило, люди обращаются напрямую к поставщикам услуг. Поэтому у нас на местах есть специалисты, владеющие всеми методиками начисления льгот и расчета скидок. Наши сотрудники готовы проконсультировать граждан. Но люди, имеющие удостоверения льготников, должны пройти регистрацию в территориальных органах Минсоцзащиты. Энергетики предоставляют льготу гражданину, а министерство ее компенсирует. Но если человек не числится в базе данных органов соцзащиты, следовательно, на компенсацию нам рассчитывать не стоит. Поэтому в дальнейшем мы не сможем предоставить льготу потребителю.
– Выгодна ли такая система самим энергетикам?
– Безусловно. Мы отпускаем электроэнергию населению постоянно. Но для ее выработки регулярно закупается газ, другое топливо, поддерживается в надлежащем состоянии электрооборудование, выдается зарплата персоналу и платятся налоги. На все это нужны средства. Когда действовал принцип самообслуживания, за отпущенную в январе энергию мы получали деньги лишь в середине, а то и в конце года. И энергетики компенсировали неплатежи населения тем, что брали банковские кредиты, а потом еще и платили по ним проценты. Новый метод дает возможность осуществлять оперативный сбор денежных средств.
– Успешно ли идет переход на новую платежную систему? И каким образом он осуществляется?
– В настоящее время данный метод внедрен почти во всех сельских районах республики. В мае завершится переход на новую систему в Арском районе. В городах (за исключением Казани) население обслуживается горсетями, входящими в структуру ГУП “Татэлектросеть”. Всего в частном секторе республики – 440 тысяч прямых абонентов “Татэнерго”.
Изначально гражданам направляются “нулевые” квитанции, в которых указаны только имена абонентов, их адреса, номера счетчиков, установленных в конкретных домохозяйствах, и принадлежность к льготной категории населения. Мы предлагаем потребителям внести в квитанции показания приборов учета на момент получения этих извещений, затем вернуть платежки нам. Исходя из полученных данных рассчитываем долг каждого абонента. Если квитанцию принесли, к примеру, в марте, а гражданин последний раз платил за электричество в декабре, то за промежуточный период, разумеется, “набежало” определенное количество киловатт-часов. И во втором извещении уже указывается: долг по состоянию на такое-то число составляет столько-то, а последние показания счетчика, по которым была осуществлена оплата, такие-то.
Помимо этого контролеры, которые есть во всех районных производственных участках (РПУ) “Энергосбыта”, периодически обходят домовладения и вместе с их хозяевами осуществляют контрольный съем показаний приборов учета. И исходя из данных контрольного обхода производится перерасчет, который покрывает ошибки, допущенные гражданами при собственных расчетах. И уже в платежках следующего месяца все это будет учтено.
Абоненту не возбраняется внести большую плату, к примеру, за последующие два-три месяца. В таком случае ему в этот период счета направляться не будут.
– Как часто контролеры наведываются к абонентам?
– В первую очередь нас интересуют проблемные должники и потребители, занижающие сумму платежа, – их проверяют часто. Не исключено, что человека не станет, или он сменит место жительства, а мы будем продолжать выставлять ему счета. Для выяснения причины задержки в оплате идем к неплательщику домой, чтобы не плодить на свою голову “дебиторку”. К добросовестным потребителям будем наносить визиты раз в полгода, чтобы удостовериться в нормальной работе счетчиков, в наличии на них пломб и чтобы сделать контрольные замеры.
Контролеры, прежде чем войти в домовладение, обязаны предъявить удостоверение, огласить цель своего визита и удостовериться в присутствии в доме совершеннолетних жильцов.
– Действительны ли квитанции старого образца? И где можно оплатить электроэнергию?
– Старые платежки не действительны. Они пока имеют хождение только в Казани, и то до июня. А рассчитаться за электричество можно в почтовых узлах связи, филиалах банка “Татарстан”, с которыми у нас заключены договора, и в РПУ “Энергосбыта”, причем желательно до 28 числа каждого месяца. При одно-, двухдневной задержке информация об оплате поступит к нам в последующем месяце, и в квитанции появится долг. Но добросовестного клиента это не должно пугать – потом все равно последует перерасчет.
Можно пользоваться услугами и других кредитных учреждений, но там, в отличие от вышеназванных организаций, за платежную операцию с вас возьмут определенные проценты. Кстати, в договорах с “Татарстан почтасы” и Сбербанком указано, что квитанции старого образца приниматься не должны. В новых извещениях есть двадцатизначный штрихкод, который дает полную информацию о гражданине: его фамилию, имя, отчество, адрес, какие имеет льготы, счетчик и так далее.
– Ильяс Ильдарович, вы сказали, что абонент, если он не согласен с вашими расчетами, может указать в квитанции ту сумму, какую считает нужной. Не отключат ли его от сети, если он допустит ошибку?
– Одно дело, когда человек ненамеренно ошибается в расчетах, а потом исправляет ситуацию. Другое – когда умышленно занижает показания счетчика и указывает в платежке месячное потребление электроэнергии, допустим, в 20 киловатт-часов. Но, извините, только одна лампочка в сто ватт потребляет за месяц 18 киловатт-часов, а холодильник “Мир” мощностью 300 ватт – 54 киловатт-часа. В таких случаях контролер придет к абоненту незамедлительно.
Если к потребителю направляются квитанции три месяца подряд, а от него за это время никакой платы не поступает, мы присылаем абоненту уведомление о том, что даем еще десять дней на погашение долга. Не возымеет действия – последует отключение от электросети. Счета и уведомления направляются абоненту заказными письмами с уведомлением, поэтому у гражданина нет шанса откреститься от их получения. С момента отключения начинаем готовить документы на взыскание задолженности через суд. Но если потребитель все-таки погасит долг, его домовладение вновь подключат к сети.
– Как быть абонентам, которые надолго уезжают из дома, либо проживают в своем доме сезонно?
– В договоре, который мы заключаем с потребителем, сказано, что в такой ситуации он вправе прийти в РПУ, написать соответствующее заявление. И с этого момента ему не будет начисляться плата за электроэнергию в указанный абонентом срок. Однако если в данный период наш контролер обнаружит заявителя дома, на него будет составлен акт по поводу хищения электричества.
В заключение хочу отметить: если вдруг вы по каким-то причинам не получили квитанцию (что бывает в исключительно редких случаях, чаще всего по халатности почтальона) или у вас возникли какие-либо вопросы, обращайтесь в районный производственный участок “Энергосбыта” или на сайт нашего предприятия.