Полвека назад на заросших травой и мелким кустарником земельных неудобьях за восточной окраиной Бугульмы развернулась грандиозная по провинциальным меркам стройка, ставшая для местных жителей событием неординарным. Да это и понятно: ведь рядом с городом, состоявшим в основном из частных домов, где и двухэтажка казалась высоткой, быстро вырастали впечатляющие своими размерами технологические корпуса.
Так на экономической карте республики появился еще один, впоследствии крупный завод, широко известный теперь не только в Российской Федерации, но и за ее пределами как производитель высококлассного оборудования, отвечающей мировым стандартам аппаратуры для нефтегазодобывающей, перерабатывающей и химической промышленности, востребованных также в электроэнергетической, строительной, транспортной отраслях, черной и цветной металлургии.
Поначалу же завод выпускал болты, гайки, табуретки, тракторные сани, одновременно занимаясь ремонтом тракторов, некоторой другой техники добытчиков “черного золота”. Однако вскоре перед заводом, названным Бугульминским механическим, была поставлена новая, по-настоящему серьезная задача – принять активное участие в разработке и эксплуатации нефтяных месторождений и в Татарстане, и в целом по Союзу.
Пятнадцатилетним пареньком поступил тогда на завод Юрий Ильин. Пройдя путь от ученика электромонтера до главного энергетика завода, проявив при этом незаурядные организаторские способности, в 1988 году он возглавил завод. За десятки лет Ильин накрепко сроднился с предприятием, о котором знает буквально все. Так что лучшего собеседника о делах, проблемах БМЗ не найти.
– Юрий Михайлович, когда бугульминские машиностроители добились первого, по-настоящему значимого успеха?
– Да, пожалуй, еще в 1962 году, то есть всего через шесть лет после того, как завод вступил в строй действующих. Тогда мы отправили партию теплообменников в Болгарию и, таким образом, впервые вышли со своей продукцией на международный рынок сбыта, куда прежде из здешних краев поступали лишь тазы, кувшины, чайники… Выходу завода на арену мировой экономики мы радовались неистово. Однако предстояло еще закрепить и развить наши зарубежные связи, с чем завод справился успешно и разворотливо: в 1966 году мы поставляли свои изделия уже в четырнадцать стран мира, заметно потеснив там конкурентов.
– Благодаря чему?
– Прежде всего благодаря тому, что предприятию повезло со специалистами, которые подобрались на БМЗ весьма толковые. Они не только оперативно и умело внедряют в производство передовые технологии из отечественной и зарубежной машиностроительной практики, но и по мере необходимости модернизируют, улучшают их. Как, например, в случае с американским оборудованием, предназначенным для антикоррозийного покрытия труб порошковой краской. Работало оно, широко разрекламированное, неплохо, но кое в чем нас не вполне устраивало. Скажем, приходилось все дороже платить за импортные красящие материалы. Так наши спецы не просто нашли хитроумный способ замены их российскими аналогами, а еще и значительно увеличили производительность импортного оборудования.
На БМЗ разрабатываются и собственные уникальные технологии. Мы первыми в мире произвели сварку в среде углекислого газа аппаратуры, функционирующей при температуре минус семьдесят градусов, первыми в стране освоили выпуск жаропрочного литья, пригодного для эксплуатации под большим давлением.
Завод и ныне не испытывает недостатка в новаторах – как из числа управленцев, представителей ИТР, так и рабочих. Среди них я бы назвал главного конструктора А.Слесарева, главного технолога В.Большакова, его заместителя П.Купцова, начальника производства В.Ситникова, ведущего инженера-конструктора Р.Нафикова, сварщика Р.Марданова, слесарей И.Низамова, В.Нагорнова, Н.Шокурова, С.Фаткуллина… Не случайно треть производимой нами продукции составляют новые изделия. Наряду с поставленным на поток конвейерным выпуском традиционного оборудования мы выполняем и индивидуальные, локальные заказы по производству штучной, особо сложной аппаратуры, незамедлительно под нее перестраиваясь, что среди машиностроителей считается высшим пилотажем. Такой пилотаж заводчане продемонстрировали, когда в сжатые сроки по спецзаданию изготовили установки для охлаждения природного газа, транспортируемого по трубопроводам.
– А что это за история с изготовлением на вашем заводе механизма, в существование которого не сразу поверили ваши коллеги-бакинцы?
– В середине 90-х годов ко мне в кабинет зашел заместитель директора местного института “ТатНИПИнефть” В.Валовский с предложением воплотить в металл наброски удивительного станка-качалки, который должен был превзойти своих предшественников по всем основным параметрам на порядок. Наши конструкторы изготовили соответствующие чертежи, по которым сделали качалку, и с волнением отправили на испытания. Станок получился что надо: и нефть из недр добывает значительно больше, и электроэнергии расходует на 25-40 процентов меньше. Мало того – для изготовления нового станка металла требуется существенно меньше!
Так вот, когда мы с немалыми, естественно, трудностями изготовили столь замечательную во всех отношениях качалку, бакинские машиностроители сказали, что такого не может быть. Московские же ученые поверили, поздравили нас с успехом и прислали своего гонца взглянуть на наше изделие собственными глазами, потрогать руками.
Растущим спросом пользуется и выпускаемая заводом установка по утилизации старых автомобильных шин, залежи которых являются серьезной проблемой для крупных и малых городов. Первая такая установка появилась на территории НГДУ “Иркеннефть” и сразу же привлекла к себе внимание многих переработчиков, иных хозяйственников. Что и понятно: ведь в отличие от своих предшественников она не измельчает старые автошины в крошку, а сжигает их без доступа воздуха, выдавая на выходе очищенный металлокорд и схожую с соляркой жидкость. Она отлично растворяет асфальтосмолопарафиновые отложения на промыслах, в десятки раз увеличивает вязкость нефтесернокислотной смеси, которая используется на скважинах для ремонтных, изоляционных работ. А остающиеся после переработки покрышек твердые вещества применяются как наполнители при строительстве дорог, как сорбент в бурении, компонент при изготовлении резины, черной краски.
– Насколько я знаю, в истории завода были и крайне непростые периоды, когда вам приходилось не разворачивать, а, наоборот, сворачивать те или иные производства…
– Да, в перестроечные годы из-за резко снизившейся платежеспособности наших потребителей мы вынуждены были принять ряд радикальных мер по оптимизации работы и расходов предприятия. В частности, сняли с производства кое-какие изделия.
На начальном этапе в то трудное время нас выручало то, что завод успел накопить мощный потенциал, позволивший только за первые 20 лет его деятельности увеличить выпуск валовой продукции в денежном исчислении в 57 раз. А во-вторых, мы тогда не только временно отступали, но и старались переходить в “контратаки” против негативных обстоятельств, открыв, например, цех по выпуску ширпотреба.
В 1992-м мы вошли в состав ОАО “Татнефть”, благодаря чему сразу стали чувствовать себя намного уверенней в суровых условиях рыночной экономики, ибо получили новые заказы, обновили практически всю свою энергетическую систему, ввели в эксплуатацию новые технологические линии по изготовлению металлопластмассовых труб, наружной их изоляции и антикоррозийного покрытия.
Заметно легче, разумеется, стало решать и бытовые, социальные проблемы заводчан. В их распоряжении ныне две базы отдыха в живописных местах района, санаторий-профилакторий, медпункт, в модернизацию и оснащение которых предприятие продолжает вкладывать деньги. Только за последние десять лет мы построили несколько девятиэтажек, иные жилые дома – это в общей сложности около 900 квартир. Таким образом, в основном решены жилищные проблемы бугульминских машиностроителей.
На собственном опыте поняв, как важна своевременная финансовая и прочая помощь со стороны, мы, к слову говоря, оказываем ее теперь и сами – школам и иным социальным учреждениям. Например, передали в пользование горожан построенный для предприятия Дворец молодежи, разбили для бугульминцев парк.
– Юрий Михайлович, пытаясь до вас дозвониться вечерами, я получал ответ, что вы в спортзале…
– Да, играю в волейбольной команде “старичков” вместе с другими управленцами. Стараемся личным примером привлечь к физкультуре и спорту больше заводчан, исходя из того, что их здоровье – понятие в том числе и экономическое: ведь чем меньше у нас бюллетеней, тем больше трудовая отдача заводчан. Посему и не жалеем средств на содержание нашего спорткомплекса. Вот уже 13 лет подряд команда БМЗ занимает первое место в общегородских спартакиадах по 20 видам спорта. Широко известны работающие у нас в различных подразделениях и отделах мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике В.Алиев, кандидат в мастера спорта по лыжам А.Писанов, призеры прошедших в акционерном обществе состязаний по плаванию и стрельбе Т.Погорелова и Н.Емельянова.
– Мне стало известно, что число прежних ваших отраслевых конкурентов пополнили предприятия, которые раньше входили в систему оборонной промышленности, а теперь также освоили выпуск ходовой продукции для нефтедобытчиков, переработчиков. Учтено ли это планами, задачами завода на перспективу?
– Безусловно. Во многом в связи именно с таким вот тонизирующим, я бы сказал, обстоятельством мы не только расширяем список производимых предприятием изделий, но и не менее регулярно модернизируем те или иные виды аппаратуры, механизмов, выпускаемых нами уже не один год.
Так, к примеру, вслед за упомянутой трехметровой мы наладили изготовление шестиметровой качалки, усовершенствованной с учетом всех недостатков ее предшественницы, в отличие от нее полностью закрытой от атмосферных осадков. Собираемся оборудовать и отдельный цех по производству чудо-печей по утилизации автошин, переработке других резиновых, полиэтиленовых отходов, намерены возобновить подготовку труб, пригодных к эксплуатации при очень высоких температурах, вынужденно приостановленную нами в трудное для БМЗ время. Активно продолжаем компьютеризацию управленческих производственных процессов, принимаем другие меры как тактического, так и стратегического характера, направленные на то, чтобы потенциал завода и наращивался, и использовался с максимальным эффектом.
С пониманием относимся к крепнущему у нефтяников рыночному желанию добиваться дальнейшего снижения затрат на каждую добываемую тонну “черного золота” и считаем своим долгом всемерно помочь им в этом. Для этого регулярно устраиваем со специалистами “мозговые атаки” по наиболее насущным для нас и нефтяников проблемам.
– Машиностроители говорят, что на заводе нет человека, кто бы не знал вашу любимую поговорку: у нас нет заказчиков – есть деловые партнеры…
– И я рад, что этот принцип, суть которого, полагаю, понятна, стал основным для всего коллектива. Поэтому в значительной степени и растет число компаний, и не только в Российской Федерации, с которыми нас связывают производственные и коммерческие интересы.
Поэт Сибгат Хаким написал когда-то такие строчки: “Для Европы Бугульма – окраина, но придется знать ей Бугульму”. Постараемся и впредь содействовать этому, как подобает градообразующему предприятию.