В минувшую пятницу президент Союза страховщиков Татарстана (ССТ) Виталий Федоренков решил прояснить ситуацию, которая сложилась в страховом сообществе республики. Поводом для разногласий между руководством союза и компанией “НАСКО-Татарстан” послужили публикации в одной из газет, которые были расценены как некорректное поведение на рынке.
Специальная комиссия союза выяснила, что газета-первоисточник и “НАСКО-Татарстан” имеют некоторые финансовые отношения. Руководитель компании Рустэм Гатауллин отказался объяснить коллегам свое поведение. В итоге ССТ сначала принял решение большинством голосов приостановить членство “НАСКО-Татарстан” в союзе, а затем и вовсе исключил компанию из своих рядов. В то же время и Рустэм Гатауллин не стал ждать дальнейшего развития событий (они приняли вполне прогнозируемый оборот) и написал письмо руководству ССТ о выходе из общественной организации.
Виталий Федоренков дал понять журналистам, что у союза есть и другие веские основания для столь резких шагов. И кроются они в деятельности самой компании – возбудительницы спокойствия. Эти основания пока держатся в секрете, но если “НАСКО-Татарстан” и впредь будет вести себя неподобающим образом, то ССТ будет вынужден обнародовать имеющуюся информацию. Развернувшиеся боевые действия на страховом рынке, и глава союза отдает себе в этом отчет, не приведут к победе одной из сторон. Скорее всего, проиграют все. Но что самое печальное, проиграют клиенты страховых компаний, которые и без того напряжены ситуацией вокруг закона об “автогражданке”.
Президент Союза страховщиков отмел какие-либо предположения о том, что причина конфликта между ССТ и компанией “НАСКО-Татарстан” – в межличностных отношениях Виталия Федоренкова и Рустэма Гатауллина. Руководство союза и прежде рассматривало факты недобросовестной конкуренции страховых компаний – членов ССТ. Ежегодно через союз проходило до 10 подобных дел. Случалось, что собранные факты передавались в антимонопольный комитет, в прокуратуру. Союз обращался к директорам крупных бюджетообразующих предприятий, которые очень уж тесно работали с определенными страховыми компаниями. По словам Виталия Федоренкова, и сама компания “НАСКО-Татарстан” обращалась в Союз страховщиков, чтобы общими усилиями воздействовать на коллег, неправильно ведущих себя на рынке. В то же время и действия самой компании “НАСКО-Татарстан” ранее уже становились поводом для разбирательств.
Словом, подчеркнули участники пресс-конференции, не было ничего неожиданного в том, что руководство ССТ потребовало от Рустэма Гатауллина объяснений: какое отношение компания “НАСКО-Татарстан” имеет к газете и к появившимся в ней публикациям? Неожиданной была реакция главы компании, который давать внятные объяснения отказался.
Как заметил вице-президент Союза страховщиков республики Роберт Шамсутдинов, страховые компании должны не ссориться, а осваивать рынок страховых услуг. Сегодня на этом рынке места хватит всем. На пресс-конференции были приведены такие цифры. Объем страховых услуг, оказываемых гражданам России, – 432 млрд. рублей (доля Татарстана – чуть более пяти миллиардов). Но что такое 432 млрд. рублей? Это сбор одной крупной зарубежной страховой компании. Или другой красноречивый показатель. В Швеции на душу населения приходится две с половиной тысячи долларов страховых услуг, в России – всего 65 долларов, в нынешнем году, возможно, дойдет до 100 долларов. Словом, страховым компаниям еще вспахивать и вспахивать свой рынок…
На вопрос журналистов, а что потеряют Союз страховщиков, лишившись “НАСКО-Татарстан”, и “НАСКО-Татарстан”, оставшись без союза, Виталий Федоренков ответил, что стороны в финансовом плане потерь не понесут. Членство в ССТ – скорее обязанность вести себя подобающим образом, нежели пакет льгот и привилегий. В то же время находиться вне союза непрестижно. За девять лет своего существования союз доказал, что его участники могут договариваться и умеют отстаивать свои права. До недавних конфликтов с “НАСКО-Татарстан” в союзе не принято было поливать коллег грязью, особенно через средства массовой информации. Коллеги из других регионов, отметил Виталий Федоренков, всегда завидовали татарстанским страховщикам, которые умели не выносить сор из избы, хотя напряженные ситуации случались и прежде. Но нынешние противоречия между руководством ССТ и компании “НАСКО-Татарстан” скрыть не удалось. Теперь в замешательстве клиенты: кому верить, с кем работать, где искать надежную страховую компанию, негативная информация о компании “НАСКО-Татарстан”, собранная союзом, – это ловкий ход или факты действительно имеют место? И эти сомнения небеспочвенны. Виталий Федоренков в самом начале пресс-конференции признался, что в мире до 30 процентов всех страховых взносов выплачиваются гражданами мошенникам. В России – только 10 процентов, но не потому, что мы такие честные, а в силу неразвитости рынка страховых услуг.
Доброе имя страховых компаний – это бесценный капитал, который очень трудно заработать и очень легко потерять. Имидж добропорядочного страховщика – это очень хрупкий сосуд, который разбивается при одном неосторожном движении. Конфликт между Союзом страховщиков РТ и компанией “НАСКО-Татарстан” подобен небольшому землетрясению в зоне с нулевой сейсмической активностью. Но тем это землетрясение и опасно, что большинство страховых компаний оказались не готовыми защитить свои хрупкие сосуды даже от несильных толчков.