В прошлом году существенно изменилось федеральное законодательство, регламентирующее формирование тарифов на тепло, электричество и жилищно-коммунальные услуги. Если раньше было позволительно повышать тарифы раз в квартал – в зависимости от уровня инфляции, цен на топливо и других причин, то теперь расценки могут быть пересмотрены в сторону увеличения лишь раз в году. И только после их экономического обоснования. К тому же тарифы не могут быть выше установленного потолка. Об этом шла речь на брифинге с участием первого заместителя министра экономики и промышленности – директора Центра экономических и социальных исследований Алевтины Кудрявцевой, заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Рубиса Хусаенова и других представителей заинтересованных ведомств.
С 1 января стоимость тепловой и электрической энергии для населения увеличилась на 16 процентов и достигла соответственно 143 рублей за Гкал. и 85 копеек за кВтч. Бюджетники и коммунальщики, оказывающие услуги предприятиям бюджетной сферы, стали платить за энергию в среднем на 20 процентов больше. Более чем на 20 процентов возросли цены на газ.
Как известно, с 1 февраля уровень оплаты почти всех жилищно-коммунальных услуг (кроме тепла и лифта, частично дотируемых государством) для населения Казани достиг ста процентов, в других населенных пунктах Татарстана приближается к 90 процентам. И если тарифы на тепло и электричество одинаковы для всех городов и районов республики, то расценки на водоснабжение и водоотведение (возросшие в среднем на 17 процентов) различны, поскольку отныне учитывается себестоимость производства этих услуг. Региональные тарифы до их утверждения прошли через “сито” государственных экспертных организаций.
С платой за воду, говорили участники брифинга, у многих жителей Казани возникли серьезные проблемы: в счетах-фактурах напротив соответствующих строчек появились огромные долги. Ошарашенным жильцам в местных ЖЭКах объясняют этот факт по-разному: на одних “повесили” осушение затопленных подвалов, на других – установку общедомовых водяных счетчиков. По словам начальника отдела тарифной политики Минстройархжилкомхоза РТ Лилии Сибгатуллиной, в первом случае жилищники поступают неправомерно – население не обязано компенсировать дополнительные расходы эксплуатирующих контор. Установка приборов учета действительно ложится на плечи жильцов, которых, правда, следует сначала известить об этом, а уж потом брать с них деньги.