На очередном заседании Республиканской межведомственной комиссии по контролю за своевременностью выплаты заработной платы (оно состоялось в минувший вторник) никто не собирался глубоко вникать в проблемы работы антикризисных управляющих. Вернее, члены комиссии были готовы рассматривать их проблемы, но лишь в той мере, в какой они, эти проблемы, влияли на сокращение или рост объемов долгов по заработной плате на предприятиях, работающих в условиях процедур финансового оздоровления. По данным статистики (на первое марта 2004 года), 238 предприятий, работающих в условиях финансового оздоровления, накопили долги перед трудовыми коллективами на сумму 107 млн. рублей. Этот показатель практически не изменялся с июня 2003 года, хотя за минувший период практически во всех отраслях в республике наблюдалось снижение долгов. А если к этой категории производителей добавить еще 168 предприятий, где уже давно требуется вмешательство Комитета по антикризисному управлению и арбитражных судов (зарплата не выдавалась два и более месяцев), то объем долгов возрастет как минимум вдвое.
Именно за это невмешательство и критиковал комитет председатель межведомственной комиссии – первый вице-премьер РТ Равиль Муратов. Комиссия уже в четвертый раз приглашает на свое заседание арбитражных управляющих и руководителей Комитета РТ по антикризисному управлению. На одном из последних совещаний была достигнута договоренность: если руководители предприятий, имеющих двухмесячную задолженность по зарплате, не будут по собственному заявлению инициировать введение процедур финансового оздоровления, то таких директоров необходимо отстранять от работы. Комитет же должен добиваться сначала введения наблюдения, а затем и более жестких методов контроля. Однако прошедшие разговоры повисли в воздухе: долги по зарплате остались на прежнем уровне.
Выступивший на заседании комиссии заместитель начальника Главного управления Минюста России по Татарстану Флорид Галиханов сообщил, что его ведомство (как и полагается по закону) контролирует работу арбитражных управляющих. Сегодня в Татарстане работают 140 антикризисных менеджеров, которым доверено оздоровление 520 предприятий. Управляющие объединены в саморегулируемые организации. На территории Татарстана крупнейшая – Гильдия арбитражных управляющих, под крылом которой находятся 114 специалистов. Остальные саморегулируемые организации сегодня просто не могут конкурировать с гильдией – ни по численности, ни по количеству оздоравливаемых предприятий.
Поэтому к генеральному директору совета гильдии Руслану Гатауллину и был обращен главный вопрос Равиля Муратова: почему не сокращаются долги по зарплате на оздоравливаемых предприятиях? Вразумительного ответа не последовало. Более того, из представленных участникам заседания материалов выяснилась интересная картина. Многие арбитражные управляющие пытаются вытащить из финансовой пропасти не одно и даже не два предприятия, а сразу семь-восемь. И расположены они не в одном городе и даже районе – в разных концах республики. (А главы администраций никак не могут повлиять на процесс назначения управляющих. Они лишь разводят руками, когда на завод приезжает человек издалека, хотя в городе есть свои, доморощенные кадры.) Если бы эти управляющие успешно спасали предприятия от долгов, тогда можно закрыть глаза на большую нагрузку, возмущался первый вице-премьер. Но, судя по материалам, положительной динамики в сокращении долгов не наблюдается.
В то же время, это выяснилось из выступлений арбитражных управляющих, многие из них не могут дождаться своей очереди, чтобы проявить способности антикризисного менеджера, им просто не удается получить предприятие, которое требует процедуры оздоровления. Их имена почему-то никак не попадают в заветный список из трех кандидатур, который предлагается арбитражному суду для назначения управляющего на несостоятельное предприятие. Почему предприятия “достаются” одним и тем же менеджерам, пусть даже и очень талантливым, и не “достаются” другим, Руслан Гатауллин объяснил очень просто: нужно более активно работать с комиссией по отбору кандидатур. Зал оценил честность выступающего. Аплодисментами.
Генеральный директор совета гильдии в своей откровенности пошел дальше, сообщив, что семь-восемь предприятий у “счастливчиков” образовались не случайно: они получают для спасения одно крупное предприятие, а “мелочь” в разных уголках республики им достается как бы “в нагрузку”. Такой подход возмутил Равиля Муратова: это раньше торговые работники в нагрузку к колбасе давали банку просроченных консервов. Но мы говорим не о продовольственных пайках, а о предприятиях, где работают люди, и эти люди должны получать зарплату независимо от того, на крупных производствах они трудятся или на “мелочевке”.
Попутно выяснилось, что во взаимоотношениях арбитражных управляющих имеется немало подводных течений. Методика определения их рейтинга настолько несовершенна, что менеджеры, поднявшие производства “с земли” (есть такой термин у специалистов), оказываются в этом списке в конце четвертого десятка. Те же, кто нахватал объектов побольше, – в передовиках. Методика определения рейтинга должна быть проста, высказал свое мнение первый вице-премьер, она учитывает, сколько денег привлек на предприятие управляющий и сколько погасил долгов перед кредиторами и перед коллективом. Чем больше показателей в методике (а в нынешней их – 15), тем более размытым и необъективным получается результат. Понятно, кому выгодны такие подходы.
Как вытащить дебиторскую задолженность, продать неликвидное оборудование предприятий, попавших под процедуру несостоятельности, – это, понятно, не вопросы республиканской комиссии. Но от их решения напрямую зависит процесс погашения долгов по зарплате. Сегодня же, сообщил Флорид Галиханов, некоторые арбитражные управляющие не могут удержаться от соблазна с личной выгодой продать имущество подведомственных предприятий, скрывают свои действия от совета кредиторов, местных администраций. Они уклоняются и от сотрудничества с подразделениями МВД, которые помогают вытаскивать, казалось бы, навсегда потерянную “дебиторку”.
Давайте наведем порядок в этих вопросах, предложил Равиль Муратов. Понятно, почему многим хочется напустить туману в свою работу. Так можно спокойно, без шума и пыли продать имущество аффилированным структурам по низкой цене. Но нужно уходить от этого, нужно сделать процесс прозрачным и открытым. Арбитражный управляющий, как высококлассный мастер, должен иметь личное клеймо: это предприятие всерьез и надолго поставил на ноги Иванов Иван Иванович. Отныне оно будет выпускать нужную продукцию, платить налоги и зарплату. А сегодня кто может похвастаться такими открытыми подходами? Поэтому и долги по зарплате не сокращаются.
На заседании межведомственной комиссии арбитражные управляющие из разных саморегулируемых организаций высказали немало упреков в адрес друг друга, в адрес правоохранительных органов и органов власти. Дело дошло до того, что одного из выступавших (он сообщил вопиющие факты из жизни предприятия и районного суда) представитель прокуратуры пригласил на прием, чтобы детально разобраться в происходящем. Другой обвинил Гильдию арбитражных управляющих в организации гонений на конкурентов и заведомом искажении данных об их работе. Похоже, Равиль Муратов, желая глубже разобраться в причинах долгов по зарплате, разворошил “муравейник”, где далеко не все благополучно. И чтобы размотать этот клубок, понадобится не одно заседание комиссии. “Сколько выступающих, столько и мнений, – попытался он вернуть заседание в деловое русло. – И все мнения мы будем учитывать”.
…Тем не менее, несмотря на отдельные недостатки в работе арбитражных управляющих, заместитель председателя Комитета РТ по антикризисному управлению Ринат Бикмуллин предложил республиканской межведомственной комиссии выйти в Министерство экономики и промышленности РТ с предложением: в ежегодном конкурсе “Руководитель года” ввести дополнительную номинацию – “Лучший антикризисный менеджер”.