С первого января нынешнего года в Татарстане в среднем на 20 процентов были подняты тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Месяцем позже новые тарифы введены и в Казани. Понятно, что процедура эта мало кого обрадовала. Однако в нынешние времена рост цен воспринимается как явление вполне обыденное: нет ни демонстраций, ни пикетов протеста. Нас приучили к тому, что если цены взлетели, то ничего уж с этим поделать нельзя. Это мне и пытался в очередной раз объяснить первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Раузил ХАЗИЕВ.
– Раузил Магсумянович, вы можете сказать, кому сегодня выгодно повышение тарифов? Давайте начнем с населения. Я за него отвечу: людям невыгодно, чтобы росли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Доходы у большей части населения еще не те…
– А я вам отвечу за работников жилищно-коммунального хозяйства. Им тоже невыгоден рост тарифов…
– Так уж и невыгоден? А зарплату вы за счет чего хотите повысить, с долгами рассчитаться?
– Сейчас я вам докажу, что не лукавлю. Население республики задолжало предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и энергетикам более 550 миллионов рублей. Это много или мало? Для сравнения приведу такую цифру: на весь капитальный ремонт нашей отрасли выделено из бюджета 965 миллионов рублей. Рост тарифов в условиях, когда падает собираемость платежей, – дело бесперспективное. Это закон: чем выше тарифы, тем меньше денег в абсолютном выражении мы получим. И жизнь подтвердила это еще раз: в январе мы собрали средств с населения на 40 процентов меньше, чем планировали.
– А может быть, в росте тарифов на услуги ЖКХ заинтересовано Правительство?
– Думаю, что нет. Посмотрите, это непопулярное решение было принято накануне выборов Президента России и депутатов Государственного Совета республики. В этот политический момент все бы хотели обойтись без роста цен…
– Тогда простому человеку из этого заколдованного круга вообще не выбраться. Повышение тарифов никому не выгодно, однако тарифы растут. Просто злой гений руководит нашими поступками!
– У этого злого гения есть свое имя. Упрямая экономика диктует нам все эти непопулярные решения. Эта самая экономика твердит, что бюджет республики не может оплачивать большую часть себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. По стандарту, определенному в России, 90 процентов стоимости услуг обязано погашать население за счет своих собственных доходов. В Татарстане мы пошли по более щадящему пути: население оплачивает лишь 72 процента стоимости услуг. Это во-первых.
Во-вторых, тепло- и электроэнергия в нашей республике обеспечивается в основном за счет газа. Газ мы получаем из Уренгоя. И ни Президент, ни Правительство республики не могут повлиять на устанавливаемые “Газпромом” цены. Мы лишь можем избежать печальной участи покупать газ по коммерческим ценам. Я знаю лишь один способ добиться этого – в срок и в полном объеме платить за топливо. Так вот, цены на газ в нынешнем году выросли на 20 процентов. Отсюда и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
– Вы говорите, что часть населения не в состоянии выдержать такие тарифы. Чем в этой ситуации им может помочь государство? Не выселять же людей из квартир?
– Нет, до таких крайних мер доходить не нужно. В нашей республике с 2002 года четко отработана система предоставления субсидий слабо защищенным слоям населения. В бюджете республики на 2003 год на эти цели было выделено 100 миллионов рублей, а выдано субсидий – лишь на 20 миллионов рублей. Люди просто не знают, что государство готово им помочь. Чтобы получить субсидии, ничего особенного не требуется. Нужно просто прийти в территориальный орган соцзащиты и показать справку, что оплата жилищно-коммунальных услуг составляет 16 и более процентов от совокупного семейного дохода (в России – 22 процента). И все. Консультации по этому вопросу можно получить и в Минсоцзащиты, и в нашем министерстве, и в жилищно-эксплуатационных предприятиях. Другое дело, что нынешние ЖЭКи вызывают большое недовольство у населения, не всегда их работники могут бережно работать с людьми. Но это – тема отдельного разговора.
– Но можно ли повлиять на ту часть затрат в тарифах на услуги, которая не связана с газовой составляющей?
– Можно. Этим мы и занимались в течение последних полутора-двух лет. Именно тогда мы решили провести ревизию, экспертизу, если хотите, всех затрат, которые несет отрасль. Эту работу проводили независимые эксперты. Выявилась очень интересная картина. В тарифах на тепло, воду, электроэнергию “сидели” затраты на содержание подсобных хозяйств, домов отдыха, гостиниц, ненужной и неиспользуемой техники. Всю эту дополнительную нагрузку мы из тарифов изъяли: почему потребители должны платить за санатории и детские сады работников отрасли? После проведенной “чистки” себестоимость услуг значительно облегчилась.
Мы были на правильном пути. Лишь в феврале 2004 года Правительство России подписало постановление, где предприятиям ЖКХ рекомендовалось провести независимую экспертизу своих затрат. В нашей республике эта работа уже завершена.
И сегодня я могу с полной ответственностью сказать: таких низких тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, как в Татарстане, нет по крайней мере больше ни у кого в Приволжском федеральном округе.
– Предприятия отрасли сократили ненужные, или непроизводственные затраты. За счет чего еще удается удерживать тарифы на достойном уровне?
– Ни в одном регионе России, и это не просто слова, нет такой масштабной программы модернизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, как у нас. В бюджете Татарстана на 2004 год 50 процентов капитальных вложений отрасли будет выделено на эти цели. Соседние регионы нам завидуют…
За последние годы мы заменили 382 котла (они устарели, сжирали огромное количество газа). Это, конечно, немного. Нам требуется заменить три тысячи котлов, чтобы существенно повлиять на снижение тарифов. А чтобы приостановить их рост, необходимо установить около 30-40 процентов новых котлов.
Мы внедряем экономичные котлы прежде всего там, где “экономика” не лезет ни в какие ворота: затраты на производство тепла в разы превышали среднюю себестоимость по республике. Скажем, в Спасском районе был 18-квартирный дом, который обогревался огромным котлом, рассчитанным на целый колхоз. Колхоз разорился, а котел продолжал работать – людей же без тепла не оставишь…
Или другой пример. Нурлатский сахарный завод зимой не работает, а котельная функционирует, потому что необходимо обогревать дома. Затраты же котельной списывались на население. Мы и там совместно с администрацией района поставили небольшие котлы, существенно сократив затраты. Новое оборудование было установлено в Тукаевском, Сармановском, Азнакаевском, Агрызском и других районах. В нынешнем году планируем ввести еще 400 новых котлов. Они будут сжигать меньше газа и выдавать больше тепла. Что нам и требуется в нынешней ситуации.
– Но рост тарифов, давайте будем откровенны, должен повлечь за собой и повышение качества услуг, предоставляемых потребителям.
– Население оценивает качество услуг по двум критериям. Визуально – по чистоте подъезда и двора и, так сказать, на ощупь (есть ли вода, тепло и электроэнергия в квартире). В нашей республике голода по энергетике не наблюдается. С теплом тоже проблем нет. Есть проблемы с водоснабжением. Но они объективные.
Мы знаем, что на перебои с водой жалуются жители Казани, других городов и районов республики. Почему они возникают? В свое время мы вкладывали немалые средства в модернизацию мощностей по производству воды, в улучшение ее качества. Но мы упустили важный момент: система транспортировки воды осталась на прежнем уровне. Мы получаем воду хорошего качества, но при доставке в дома и квартиры она теряет свои потребительские характеристики.
Сейчас предприятия отрасли приступили к решению этой проблемы. Мы начали замену металлических труб на полиэтиленовые. Есть договоренность с “Казаньоргсинтезом” о производстве и поставке таких труб. Но вы сами понимаете, что это дело не одного дня.
– А с очистными сооружениями, особенно в старых районах Казани, других городов, у нас все в порядке?
– Раз вы задаете такой вопрос, значит, понимаете, что и в канализационном хозяйстве у нас есть проблемы. Строительство или реконструкция очистных – дело очень дорогостоящее. В республике таких денег просто нет, кредит взять проблематично. Окупаемость подобных объектов – 10-15 лет. Какой банк в России даст кредиты на такой срок? Поэтому сейчас мы работаем с Европейским банком реконструкции и развития, оформляем там кредиты на 10-15 лет для реконструкции канализационного хозяйства в Казани, Елабуге и Чистополе.
Есть и другой путь, и в следующем году мы, наверное, сделаем по нему первые шаги. С частными предпринимателями мы хотим оформить договоры концессии этих объектов на 10-15 лет. Деловые люди будут строить на них свой бизнес и попутно производить их реконструкцию. Естественно, мы заранее будем оговаривать с ними тарифы для потребителей.
Интервью подготовила