Перспективам промышленного сотрудничества между Японией и Российской Федерацией в области автомобилестроения был посвящен семинар, проведенный в Елабуге Японской организацией по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) и Российской национальной ассоциацией производителей автомобильных компонентов (НАПАК) при участии ГУП РТ “Производственное объединение “ЕлАЗ”, а также Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ.
Почему местом встречи представителей автомобильного бизнеса двух стран была выбрана Елабуга, стало понятно уже из выступления генерального директора ЕлАЗа Равиля Зарипова, открывшего семинар. Производство узлов и агрегатов для КамАЗа, Волжского, Горьковского, Ульяновского, Ижевского автозаводов – одно из главных направлений развития промплощадки “Алабуга”. За пять лет, что она существует, в создание на ее территории современных предприятий с участием иностранного капитала инвестировано около 2 млрд. рублей. Последний договор заключен с германской фирмой “Вебасто”, которая уже в апреле развернет здесь производство автомобильных отопительных систем и предпусковых подогревателей.
Наша цель, продолжил заместитель генерального директора НАПАК Михаил Блохин, – проложить мостик между товаропроизводителями двух стран.
Выступивший с докладом глава представительства ДЖЕТРО в Москве Ивао Охаси напомнил о визите посла Японии в РФ в Казань в прошлом году, тогда же начались рабочие контакты между промышленниками республики и Страны восходящего солнца.
Стороны способны быстро развернуть действенное сотрудничество. Российская автомобильная промышленность располагает для этого значительным потенциалом. Хотя, как деликатно заметил японский бизнесмен, уровень применяющихся в этом секторе экономики технологий далек от идеала.
– Только в рамках международной кооперации мы можем создавать конкурентоспособные производства автокомпонентов, – сказал журналистам после завершения работы семинара Михаил Блохин. – Так исторически сложилось, что у нас мало предприятий, специализирующихся на изготовлении комплектующих изделий. Автозаводы предпочитали их делать сами. И что самое важное: производители компонентов в Японии – не смежники, а партнеры автомобильных компаний. Не избавившись от устаревшей психологии, трудно рассчитывать на приток инвестиций из-за рубежа. Сегодня эффективность инвестиционных проектов в России ниже, чем в Чехии или Венгрии.
– А вы сами верите в то, что можно изменить структуру отечественного автопрома?
– Абсолютно. Я только что приехал из Тольятти, перед этим был в Ижевске. Задача нашей организации – консолидировать потребности российских автозаводов в комплектующих изделиях, чтобы потенциальные инвесторы, в том числе из Японии, лучше представляли направления для своего бизнеса.
– Неужели нам выгодно самим изготавливать все детали до последнего винтика?
– Это уже происходит при освоении новых моделей автомобилей и увеличении объемов их производства. Что касается серийной продукции, то можно, конечно, на базе, к примеру, ВАЗа попытаться создать технопарк, а рядом с ним сборочное производство. Но прежде надо посчитать, во что обойдется такая ломка. Покроет ли затраты полученный эффект? Поэтому японских партнеров интересует в нашей стране не только малый бизнес, они готовы принимать участие в модернизации технологий и на крупных автомобильных предприятиях.