Пять лет назад Елабужское райпо оказалось на грани банкротства. Были арестованы счета, налоговые инспектора грозились подать в суд за неуплату долгов, которые достигли 15,5 миллиона рублей. Работники потребобщества более полугода не получали зарплаты. Над старейшей в районе организацией нависла угроза распродажи имущества.
Такая ситуация возникла не случайно. Долгие годы являясь монополистом на сельском рынке, пользуясь налоговыми послаблениями и время от времени получая дотации, то есть функционируя в тепличных условиях, райпо с переходом к рынку оказалось не в состоянии конкурировать с мобильными и маневренными частными структурами. Частники стали обходить кооператоров буквально во всем: в закупках выгодного сырья в личных подворьях населения, в гибкости цен при реализации товаров, в качестве продукции.
Елабужским кооператорам нужен был новый руководитель с рыночным мышлением. И такой появился.
– Первой нашей задачей было уберечь от растащиловки кооперативную собственность потребительского общества, созданного более ста лет назад на паи населения, – говорит председатель правления Елабужского райпо Ф.Ямалетдинов. – А желающих выкупить ее по дешевке хватало. Сколько потреб-
обществ развалилось в стране из-за распродажи за бесценок основных фондов! Мы не имели права этого допустить: надо было выходить из стагнации и начинать созидательную работу…
Посоветовавшись с юристами, проштудировав Гражданский кодекс РФ, кооператоры с согласия местных властей применили такой способ решения проблемы: передали имущество райпо в доверительное управление частному лицу. Но не какому-то заезжему гастролеру, а старейшему работнику этой организации М.Барсукову. Был открыт новый счет. Чтобы развернуть хозяйственную деятельность, в “Ак барс”-банке райпо получило кредит сроком на три года. И таким законным способом вышло из-под пресса налоговиков с обязательством по мере улучшения финансового состояния организации погасить старые долги.
– Урегулировать отношения с государством – это важно. Но важно также заручиться доверием и поддержкой людей, давно не получавших зарплаты, – замечает Фердаус Салихович. – С коллективом состоялся откровенный, по душам разговор.
О чем, думаете, говорил с людьми новый председатель? Естественно, о том, чтобы они потерпели и поработали. Пока на совесть. Было обещано, что, когда ситуация улучшится, долги будут покрыты.
Слово свое Ямалетдинов и Барсуков сдержали. На текущий день все старые долги как по налогам, так и по зарплате закрыты. Аккуратно отчисляются текущие социальные налоги, зарплата также выплачивается без задержек. Как это достигается? Ведь конкуренция на рынке слабее не стала, зарплата у населения, которое кооператоры обслуживают, в разы тоже не выросла.
Если охарактеризовать работу елабужских кооператоров коротко, то можно сказать так: они наладили и ускорили конвейер “производство – переработка – торговля”. В цифрах это выглядит впечатляюще: по сравнению с 1999 годом собственное производство выросло в 5,4 раза, товарооборот – в 2,1 раза, реализация продукции и услуги через общепит – в 3,3 раза. Значительно увеличились закупки излишков продукции у населения. За счет чего это достигнуто?
– У райпо перед частниками есть преимущества, которыми мы и решили воспользоваться, – говорит Ф.Ямалетдинов. – Это и давние связи с нашими пайщиками – поставщиками сырья, и наличие складских помещений, и разветвленная сеть магазинов, и налаженные каналы сбыта…
Но были и узкие места, на которые и решило обратить руководство райпо главное внимание.
…Мы идем по территории райпо. Вот новый убойный цех – здесь идут забой и разделка скота, а мясо поступает или в магазины на продажу, или в собственный колбасный цех. На стальных крючьях висят огромные разделанные туши. Тут и крупный рогатый скот, и свиньи. Рабочие ловко орудуют острыми ножами и паяльными лампами. В колбасный цех мясо идет без заморозки, поэтому колбаса елабужских кооператоров вкусная, расходится быстро. Собственный убойный цех стал “палочкой-выручалочкой” райпо. Производство и реализация колбасных изделий выросли за три года более чем в полтора раза.
Однако и убойный цех, и колбасный давали бы “пробуксовку”, если бы Ямалетдинов и Барсуков заблаговременно не позаботились о надежных поставках скота. Теперь это не только скот населения, но и свиньи, выращиваемые в собственном подсобном хозяйстве, а также крупный рогатый скот из двух агрофирм, созданных на базе разоренных хозяйств и взятых райпо в доверительное управление.
О том, насколько серьезно кооператоры заботятся о развитии ферм, говорят такие показатели. В подсобном хозяйстве поголовье свиней сегодня достигло 1700, а в агрофирме “Труд” количество крупного рогатого скота выросло за три года с 638 до 1286 голов. Улучшаются дела и в агрофирме “Победа”. А между прочим, бывшие СПК “Старый Куклюк” и “Шурняк”, на базе которых созданы агрофирмы, также были на грани банкротства. Достаточно сказать, что в “Шурняке” только по товарному кредиту было накоплено долгов на сумму 1870 тысяч рублей. Около года люди не получали зарплаты. Сейчас дела там идут на поправку. И что интересно, хозяйства те не потеряли юридической самостоятельности, они реорганизованы в общества с ограниченной ответственностью с собственными счетами в банке. Сохранены и права населения на земельные паи. Другими словами, райпо приняло эти хозяйства не для того, чтобы разорвать на куски и проглотить, что, увы, в нашей жизни случается, а чтобы обеспечить себе гарантированные поставки скота.
– У населения сейчас нет проблем с реализацией скота, молока, другой продукции, – говорит заместитель председателя Старокуклюкского совета местного самоуправления В.Спиридонова. – Их заготовками теперь занимаются и райпо, и частники. Только производи, не ленись. Рыночная конкуренция – дело стоящее…
В убойном цехе райпо – безотходная технология. Кишки и кровь перерабатываются и поступают на собственную звероферму.
Строят кооператоры и молокозавод. Подобрано помещение, завезено оборудование, идет его монтаж. Кооператоры намерены в ближайшее время выпустить первую продукцию. Поставщиками молока также будут агрофирмы и крестьянские подворья. Надо ли говорить, какой импульс для своего развития получат и те, и другие. Ведь гарантированный сбыт продукции в рыночных условиях – это главное условие успешного хозяйствования. К тому же, по словам Ф.Ямалетдинова, половина прибыли от реализации пастеризованного молока будет возвращаться товаропроизводителям.
А теперь взглянем на нынешнюю структуру райпо шире: в Елабужском районе создана и успешно действует принципиально новая для нашей республики рыночная хозяйственная организация. Во-первых, организация эта с крепким фундаментом, в основе которого самые конкурентоспособные на сегодня хозяйствующие элементы – крестьянские подворья, что и отличает ее от нарождающихся крупных агрофирм, плюс крупные специализированные фермы. Во-вторых, это глубокая переработка. В третьих – собственная торговая сеть. То есть, налицо замкнутый цикл – от производства до реализации, то, что придает структуре устойчивость в рыночных условиях.
Райпо занимается также хлебопечением, изготовлением макарон, копчением рыбы, развивает общепитовскую сеть. Закупает у населения картофель, овощи, мед, кожевенное сырье, изделия народных промыслов, излишки другой продукции. Сюда следует добавить и то, что за последние три года в малых населенных пунктах потребобществом построены семь новых магазинов.
– Конечно, проблем хватает, – говорит Ф.Ямалетдинов. – Сильно подорожали техника, оборудование, строительные и горючесмазочные материалы, электроэнергия и газ. Но настрой у нас такой, что, уверен, преодолеем любые трудности.