Возведение мостов через Волгу и Свиягу, создание грандиозного мостового перехода через Каму у Сорочьих Гор, очистка озера Кабан – эти проекты стали визитной карточкой, этапами полувековой истории ЗАО “Фирма “Таттрансгидромеханизация”.
Гидромеханизация является одним из наиболее прогрессивных и эффективных способов производства земляных работ. Гидравлическая укладка грунта, или попросту его намыв, позволяет получить земляное полотно очень высокого качества. С намыва грунта начинается практически любое строительство дорог, мостов, жилых домов и других сооружений.
Первыми объектами с момента создания предприятия в 1953-1960 годах стали намыв речного порта и защитных дамб вокруг Казани. Тогда же готовились площади под будущие стадион и цирк. В 60-е годы татарстанские гидромеханизаторы участвовали в стройках за пределами республики: производили намыв грунта под судоремонтный завод и док в Кировской области, стадион в Ульяновске, строили речные порты в Чебоксарах и Камбарке Удмуртской АССР. В конце 60-х годов на юго-востоке Татарстана был открыт Уруссинский участок по добыче гравия для строительной и нефтяной промышленности. Здесь было сосредоточено до 5 земснарядов, что позволило решить проблему освоения новых нефтяных месторождений. В актаве “Таттрансгидромеханизации” и укрепление берегов Куйбышевского водохранилища волноустойчивым пляжным откосом.
Пик работы татарстанской гидромеханизации пришелся на 80-е годы. Основным объектом тогда стал мостовой переход через Волгу в районе поселка Юдино. После окончания этой стройки началась другая – мостовой переход через Свиягу на автостраде Казань – Москва. 1991 год стал началом участия в знаковом для республики проекте – строительстве мостового перехода через Каму у села Сорочьи Горы. Общая протяженность подходной дамбы к каскаду из трех мостов составила более 8 километров, а уложено в нее было почти 22 миллиона кубометров грунта. Семь замснарядов работали вахтовым методом, на стройке было занято более половины промперсонала фирмы.
Некоторые ветераны ЗАО “Таттрансгидромеханизация” знают мосты Татарстана наизусть. Так, Ш.Салимзянов, уже полвека работающий здесь электромонтером-линейщиком, был среди тех, кто строил мосты через Волгу и Свиягу, Вятку и Каму. В Казани он участвовал в возведении Ленинской и Кировской дамб. Когда недавно производилась реконструкция Ленинской дамбы, потребовалась его консультация: ведь когда-то именно Шамиль Шаймарданович укладывал здесь силовые кабели. В “Таттрансгидромеханизацию” он пришел 25-летним парнем, а в годы Великой Отечественной войны работал монтером на пороховом заводе. “Электромонтеры приходят на объект одними из первых, – говорит заслуженный строитель РТ. – Мы устанавливаем электроподстанции, которые питают земснаряды, строим линии высоковольтных электропередач. Без нас стройка просто невозможна. Сейчас работать легко: техника имеется любая, все механизировано. А когда в 1953 году мы устанавливали первую электроподстанцию в Казанском речном порту, проблемой была даже ее доставка на место – не хватало тракторов”.
Сейчас ЗАО “Таттрансгидромеханизация” воплощает не менее значимые проекты. По словам генерального директора Александра Кривоносова, мост через Каму продолжает оставаться в зоне интересов гидромеханизаторов, только сегодня центр тяжести сместился на берегоукрепление поселка Алексеевское.
В течение последних трех лет специалисты предприятия насыпают также земляное полотно, которое станет основой подъездной дороги к острову Свияжск. Эта автодорога свяжет остров со всей республикой.
“Таттрансгидромеханизация” участвует и в строительстве четвертой транспортной дамбы в Казани. Войти в строй эти объекты должны к 1000-летию столицы Татарстана. “Надеемся, что в связи с подготовкой к этим торжествам у фирмы появятся новые заказы на объектах дорожного хозяйства, – говорит А.Кривоносов. – Мы готовы участвовать в строительстве моста через Вятку в районе Мамадыша. Ведь на сегодня “Таттрансгидромеханизация” – одно из самых мощных в республике гидромеханизационных предприятий”.
Евгения ГАЗИЗОВА.