Мы уже более десяти лет живем в рыночных условиях. Если кто-то считает, что в нашей стране вряд ли найдется субъект, не понимающий этого, то он глубоко ошибается. Татарстанские энергетики с такими непонятливыми сталкиваются постоянно.
Уж сколько раз твердили миру: тепло и электричество – тот же товар, который за просто так не дается и с неба не падает. Он имеет свою цену. Все это ясно, как дважды два. И большинство потребителей энергоресурсов все-таки научились платить за них. Но встречаются и неисправимые.
“Все равно не отключите!”
Общая задолженность потребителей энергии перед ОАО “Татэнерго” составляет более двух миллиардов рублей. Эта величина соизмерима с объемом месячного потребления энергии. Согласитесь, два миллиарда – это не та сумма, которую можно просто “списать”, а потом про нее забыть.
Большинство промышленных предприятий платит исправно. Однако в этой клиентурной группе есть и злостные неплательщики, постоянно создающие энергетикам проблемы, такие, как “Татазот”, “Валком”, завод “Точмаш” и НПП имени Ленина (недавно преобразованное в ФП “Казанский государственный казенный пороховой завод”), Нижнекамский завод стройметаллоконструкций.
Последнее предприятие хотелось бы выделить особо.
– Между “Татэнерго” и заводом стройметаллоконструкций заключен договор на поставку энергии, – рассказывает Ильяс Хесаметдинов, заместитель директора по реализации энергии предприятия “Энергосбыт” – структурного подразделения “Татэнерго”. – Однако от тепловых сетей завода питается не только само это предприятие, но и еще двадцать один потребитель, в том числе одна из колоний Управления исполнения наказаний. То есть в данном случае предприятие является перепродавцом энергии, которую покупает у нас, но не оплачивает ее. Задолженность его перед энергетиками составила 37,5 миллиона рублей. Только в текущем году завод недоплатил почти двенадцать миллионов рублей.
Согласно условиям договора мы имеем полное право не подавать теплоэнергию заводу-абоненту. Но тогда без тепла останутся все потребители ЗСМК – труба-то одна. А среди них – спецколония, в которой содержатся в основном больные заключенные (там находится противотуберкулезное лечебное учреждение), и другие, возможно, добросовестные потребители-плательщики.
Еще до начала отопительного сезона мы пытались решить вопрос с руководством исправительного учреждения о подключении его к другому теплоисточнику. Но чтобы это осуществить, нужно проложить полтора километра трубопровода. Средств на строительство отдельной ветки у колонии, финансируемой из федерального бюджета, нет. Тем более, холода уже наступили, а прокладка трубы – дело не быстрое. Чтобы не заморозить спецконтингент, мы приняли решение дать тепло, которым пользуются и все остальные потребители завода, включая само предприятие.
Руководство ЗСМК занимается откровенным шантажом, заявляя: мол, никуда не денетесь – колонию все равно без тепла не оставите, поэтому и мы не замерзнем (труба, повторяем, одна, на каждом ее изгибе не поставишь задвижки). И игнорирует все наши предложения каким-либо образом разрешить ситуацию…
Как заявляют сами абоненты нижнекамского предприятия (в том числе и исправительное учреждение), они регулярно оплачивают получаемую тепловую энергию, перечисляя деньги Нижнекамскому ЗСМК. Денежки с потребителей завод берет, но энергетикам не отдает. Конечно же, приятнее потратить миллионы на свои нужды. Но не стоит забывать: рано или поздно час расплаты настанет.
Администрация Нижнекамска и Нижнекамского района, зная реальное положение дел, уходит от решения проблемы, предпочитая банкротство предприятий.
Но самый злостный неплательщик энергетиков – пороховой завод (49,8 млн. рублей). Только за 10 месяцев нынешнего года это предприятие использовало энергии на 16,3 млн. рублей, а заплатило всего 823 тысячи. Не отстает от него и “Татазот”, который задолжал 46 млн. рублей. Долг “Точмаша” составляет более девяти миллионов. В прошлом году завод также имел огромные неплатежи, но к концу года за счет продажи части своего имущества (корпусов, общежития) с энергетиками рассчитался. В этом году плата за тепло и электричество от “Точмаша” поступает на уровне 50 процентов.
– Все названные предприятия исчерпали лимит доверия с нашей стороны, – говорит Ильяс Хесаметдинов. – В отношении их применялись жесткие меры по отключению либо ограничению подачи энергии. С ними подписывались графики реструктуризации долгов, которые предприятиями не выдерживались. А если хоть единожды график нарушается, мы его аннулируем, поскольку ломается вся схема оплаты. Поэтому вопрос стоит ребром: взыскать сразу все деньги через суд. И на всех этих неплательщиков у нас уже имеются судебные решения.
А где ж богатый урожай?
Самая проблемная группа потребителей энергии – это сельские товаропроизводители, задолжавшие “Татэнерго” свыше полумиллиарда рублей.
Понимая, что сельхозпредприятия находятся в сложном положении и рассчитываться с энергетиками “живыми” деньгами им трудно, “Татэнерго” пошло на создание структур, через которые потребители могут погашать долги сельхозпродукцией – маслом, зерном, сахарным песком. Не первый год с “Татэнерго” работает оператор ОАО “Камазернопродукт” (хозяйства в счет своих долгов сдают ему зерно, а уж он возвращает энергетикам деньги).
Тем не менее есть районы, сельхозпредприятия которых не желают рассчитываться ни деньгами, ни продукцией, – Бугульминский, Агрызский, Муслюмовский, Бавлинский, Лениногорский, Альметьевский (заметим, не самые бедные регионы). Возьмем, к примеру, два соседних района, одинаковых по территории, по качеству земли, по климатическим условиям, – Атнинский и Пестречинский. Долг первого – всего лишь 204 тыс. рублей, второго – 26 миллионов. Чувствуете разницу? Или еще: Елабужский район уменьшил задолжность до 1,5 млн. рублей, а соседний Мамадышский увеличил аж до 16 миллионов!
А где долги – там и отключения. Других рычагов взыскания денег у энергетиков нет. И после принятия экстренных мер, как правило, деньги находятся.
Парадокс состоит в том, что в нынешнем году Татарстан занял первое место в Российской Федерации по валовому намолоту зерна, опередив даже Краснодарский край, а сельчане не спешат везти зерно энергетикам в счет оплаты. Хотя, помнится, на совещании перед началом уборочной главы администраций районов уверяли Президента РТ, что тот урожай зерновых, который будет собран, позволит погасить всю имеющуюся на селе кредиторскую задолженность.
Урожай сельхозпредприятия собрали, с кредиторами, которых считают первостепенными (к примеру, с банками), расплатились. Про энергетиков почему-то забыли.
– Мы планировали получить более двухсот тысяч тонн зерна, а получили около пятидесяти четырех тысяч тонн, – констатирует Ильяс Ильдарович…
Население в роли заслона
Еще одна группа крупных неплательщиков – это межотраслевые производственные предприятия ЖКХ и горсети (структурные подразделения республиканских производственных объединений “Татсельжилкомхоз”, ” Татэлектросеть”). Их долг оценивается в 180 млн. рублей.
В октябре уровень оплаты сельских предприятий ЖКХ за потребленные энергоресурсы снизился особенно значительно. Невольным виновником тому стало сентябрьское этого года постановление Кабинета Министров РТ, в котором предписывалось МПП ЖКХ в качестве отступного за долги передать “Татэнерго” объекты электросетевого хозяйства. Однако этим документом не предусматривалось не платить за текущее потребление энергии. Видимо, руководители сельских жилищно-коммунальных предприятий поняли его превратно. Между тем на совещаниях в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ перед ними была поставлена четкая задача: невзирая на то, когда будут оформлены документы по передаче имущества в счет погашения накопившихся долгов, текущее потребление энергоресурсов должно быть оплачено.
Позиция министерства вполне резонна: “Татэнерго” регулярно платит “Газпрому” за газ, используемый для производства энергии. А недополученные компанией миллионы нужно чем-то восполнять. Поэтому “Татэнерго” вынуждено привлекать банковские кредиты. А потом возвращать их, да еще с начисленными по ним процентами. Получается, что компания несет убытки. Тем не менее не прекращает (хотя юридически могла бы) подачу энергии перепродавцам, поскольку через них энергоресурсы поступают к населению. А рядовых граждан в недобросовестности, в общем-то, обвинить нельзя – в большинстве своем они платят по счетам регулярно. В таком случае опять возникает вопрос: куда же уходят деньги?
В итоге энергетики несут невосполнимые потери – долги продолжительное время не возвращаются, а инфляция за этот период съедает немалые суммы. Подавать в суд на всех неплательщиков невозможно – Фемида только этими делами и будет заниматься, ведь у предприятия “Энергосбыт” более десяти тысяч абонентов – юридических лиц. Поэтому энергетикам приходится уповать на добросовестность и честность своих потребителей. Особенно сейчас, в зимнее время, когда расход энергии возрастает вдвое.
“Татэнерго” не собирается “перекрывать кислород” социально значимым объектам – детским садам, школам и другим учебным заведениям, а также больницам, котельным, хотя имеет на это полное право. К тому же для перепродавцов, доставляющих энергоресурсы до конечных точек, действуют пониженные тарифы (установленные Республиканской энергетической комиссией). Энергетики продают электричество посредникам в среднем в полтора раза дешевле, чем те реализуют его населению (мы-то платим 73 копейки за киловатт-час). А доход, полученный с разницы в расценках, идет на хозяйственные нужды перепродавцов.
По сведениям предприятия “Энергосбыт”, самым недобросовестным из них является ГП “Предприятие электрических и тепловых сетей” Нижнекамска, долг которого оценивается в более чем пятьдесят миллионов рублей.
– Его дирекция ничего не предпринимает для погашения задолженности, – считает руководство “Энергосбыта”. – Быть может, надеется, что пройдет срок исковой давности, и мы не сможем ничего предъявить? Ошибается. Если дело дойдет до процедуры банкротства, судебные решения в отношении этого предприятия, имеющиеся у нас на руках, сыграют роль козырной карты – в совете кредиторов мы будем обладать решающим голосом…
Нижнекамск, оказывается, отличается особенной недобросовестностью (хотя, по отчетам его чиновников, это город реформаторов ЖКХ). Еще один пример: если в начале года долг перепродавца электроэнергии – Нижнекамской горсети – составлял 6,5 млн. рублей, то в ноябре достиг уже 21 миллиона.