“Рынок” вовсе не значит “базар”

Прошли времена, когда определение “частный предприниматель” было понятным далеко не каждому обывателю.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Прошли времена, когда определение “частный предприниматель” было понятным далеко не каждому обывателю. Собственный бизнес – торговля, оказание услуг и даже производство – уже давно стал основой благосостояния многих татарстанцев. По данным Государственной регистрационной палаты РТ, начиная с 1998 года в Татарстане зарегистрировано без малого 142 тысячи частных предпринимателей. И судя по тому, что поток жаждущих стать бизнесменами не иссякает, можно сделать вывод: частное предпринимательство нынче – дело выгодное.


Восемь часов – и вы предприниматель

По словам руководителя палаты Людмилы Кузьминой, пик количества желающих заняться частным бизнесом и зарегистрироваться в качестве “чэпэшника” пришелся на 1999 год, когда соответствующие документы в регистрационную палату подали более 43 тысяч человек. В нынешнем, 2003 году таковых оказалось поменьше – около 18 тысяч.


Многие татарстанцы не смогли справиться с трудностями, возникающими в сфере частного бизнеса, и были вынуждены аннулировать свои свидетельства. Возможно, не стоит всех этих граждан записывать в неудачники. Дело в том, что на заре своих занятий предпринимательством кое-кто из них записал в свидетельство о регистрации, например, два вида бизнеса. Одно направление оказалось прибыльным, поэтому от второго со временем пришлось отказаться. А в этом случае необходимо перерегистрировать свидетельство: аннулировать прежнее и получить новое.


Сегодня стать предпринимателем без образования юридического лица довольно просто: в Татарстане вот уже несколько лет существует так называемая система “одного окна” – ноу-хау, придуманное именно у нас, и аналогов этой системе не замечено не только в России, но и за рубежом.


– Для того чтобы стать предпринимателем, – рассказывает Людмила Васильевна, – нужны желание, возможность лично явиться к нам для регистрации (оформление документов через посредника запрещается) с паспортом, в котором отмечена регистрация места жительства (раньше ее именовали пропиской) в Казани и иметь при себе три фотографии и сто рублей. Очень часто предприниматели из других городов обращаются с просьбой к нам: мол, у вас так все быстро оформляется, можно, мы у вас зарегистрируемся? Отвечаю: для этого вы должны сначала зарегистрироваться в Казани.


Оформление идет и вправду быстро: будущий “чэпэшник” заполняет комплексное заявление – сразу в пять организаций – по образцу, который ему дают сотрудники регистрационной палаты, и… все. Дальше работа ведется уже без его участия. Заявка на регистрацию по электронной почте отправляется в налоговую инспекцию, в фонд социального страхования, в Госкомстат и Пенсионный фонд.


А ведь было время, когда в каждую из этих организаций нужно было ходить отдельно, и занимало сие хождение как минимум месяц: у каждой из них свой график работы, свои приемные часы, да и расположены они в разных концах города. То ли дело сегодня – даже отделение банка, куда нужно уплатить деньги за регистрацию, и то находится в помещении регистрационной палаты.


– По регламенту “одного окна” решение о регистрации принимается в течение трех часов, – рассказывает Л. Кузьмина. – В течение часа заявления уходят в четыре организации по электронке. Каждой из этих организаций дается на оформление еще три часа. В течение этого времени они должны прислать нам все необходимые данные о регистрации – присвоенные коды. В общем, в течение семи часов (три у нас, три – в организациях и час на пересылку) на обработку и еще часа на подготовку документ бывает готов. Это так называемая “суточная регистрация”. Например, сдал документы в час дня сегодня, получишь завтра в то же время свеженькое свидетельство о регистрации. По системе “одного окна” на сегодняшний день зарегистрировано более семнадцати тысяч предпринимателей – быстро, четко и без нервотрепки.


Аннулировать предпринимательскую деятельность еще проще: нужны заявление и двадцать рублей.


Поделиться накопленным опытом и рассказать о татарстанской системе Людмилу Кузьмину приглашали и в Первопрестольную – на международную конференцию по поддержке предпринимательства, и в Китай, и в Финляндию.


Сегодня поток будущих предпринимателей на регистрацию несколько снизился. Видимо, большинство мечтающих обзавестись собственным бизнесом уже зарегистрировались. Да и заполнены рынки торговцами всех мастей уже, что называется, “под завязку”. По мнению Л. Кузьминой, значительная часть предпринимателей ощущает беспокойство по причине… реконструкции некоторых городских рынков: мол, не остаться бы “на улице”, ведь, по слухам, число торговых мест неминуемо сократится…


Торговцы внакладе не останутся

Один из самых активно реконструируемых рынков Казани сегодня – тот, что расположен в Приволжском районе столицы. Помните пикет торговцев, остановивших на несколько часов движение по улице Зорге, которые протестовали против обещанного закрытия вещевого рынка? “Бастовали” предприниматели именно Приволжского рынка. Понять их можно – они могли лишиться рабочих мест, а следовательно, и средств к существованию. Но и оставлять базар в том состоянии, в каком он находился несколько лет назад, тоже было нельзя. О проблемах и планах развития этого социально значимого объекта мы решили поговорить с генеральным директором фирмы “Олимп”, которой и принадлежит рынок, Ильгизом Минкиным.


Некоторые из недостатков, нуждающихся в устранении, пока еще видны, так сказать, невооруженным глазом. Так, например, пройти между лотками вещевого рынка можно разве что с риском для обуви и одежды: лужи, кучи грязного снега, завешенный напрочь проход между лотками – торговцы стараются разместить как можно больше товаров на обозрение покупателей. Или, допустим, неудобства с парковкой автомобилей: любому автовладельцу, приехавшему на рынок за покупками, приходится изрядно покрутиться, прежде чем найти местечко для своего “железного коня”.


– Неудобства для автовладельцев есть, согласен, – говорит Ильгиз Гарифович. – Но ведь каждый из них старается подъехать к рынку вплотную, чтобы шагу лишнего не ступить. А совсем недалеко есть две парковки. Достаточно серьезных размеров, между прочим. Одна – через дорогу от рынка – платная, но плата чисто символическая, десять рублей. Вторая парковка – возле кафе “Макдоналдс” – вообще бесплатная. И на обеих – по две – три машины… Больше скажу – у нас под парковку выделен еще один участок, но он пока не облагорожен: нецелесообразно вкладывать деньги в ее подготовку, если имеющиеся парковки пусты. Вот с пешеходным переходом проблемы и вправду есть: светофор частенько не работает, люди вынуждены лавировать между машинами. Несколько лет назад я предлагал сделать здесь воздушный переход и даже расположить на нем торговые точки. Но тогда мне не разрешили – мол, это будет уродовать внешний вид улицы… А сегодня я уже сам не возьмусь – теперь это дорого.


А вот реконструкция рынка ведется

– Не так быстро, как хотелось бы, – сетует И. Минкин. – Во всяком случае, медленнее, чем на объектах, где строительство идет за счет бюджета.


Достраивается административный корпус, расположенный между двумя зданиями рынка – аккурат рядом с мясным лабазом, крытым, обогреваемым помещением для торговли. В первоначальном варианте предполагалось, что на территории рынка будет гостиница, но, по словам И. Минкина, проблем с такого рода помещением хватает: и дохода гостиничный бизнес приносит немного, и беспокойство местная публика будет доставлять. Зато ресторанный комплекс площадью десять тысяч квадратных метров в плане наличествует.


Неотъемлемый атрибут современного рынка – вещевой базар. Тот самый, из-за которого в свое время и разгорелся сыр-бор. По статистике именно он приносит владельцу рынка основной доход. Сейчас вещевой рынок тоже находится в стадии реконструкции. Так, устаревшие металлические лотки заменяют на вполне современные павильончики – мини-маркеты. Часть таких магазинчиков уже красуется на рынке. Что и говорить, с ними он куда пригляднее. Да и покупателям удобно: здесь и теплее, и светлее, и даже место под примерочную предусмотрено. Думаю, тот, кому приходилось примерять, допустим, джинсы зимой, прикрываясь с помощью продавца от посетителей рынка собственной курткой, а потом разглядывать себя в обновке в небольшое зеркало, оценит новшество сполна. Большинство торговцев тоже “за” новые торговые места. Так, Татьяна Пучина, работающая здесь со дня основания вещевого рынка, утверждает:


– Павильоны удобные – тепло, не дует, людям нравится. Предпринимательская деятельность вообще не из легких, а работают-то в основном женщины. Только представьте себе: тяжеленные сумки с товаром приходится таскать каждый день на базар и обратно домой, не всегда же есть возможность сдать все в камеру хранения. А минимаркеты охраняемые, с сигнализацией. И потом, один раз оформил прилавок, приходишь с утра и, как “белый” человек, с хорошим настроением принимаешь покупателей. Дорого? Окупится все со временем, здоровье дороже…


Но даже человеку несведущему понятно, что по площади мини-маркет куда больше, чем старые лотки. Значит, число торговых мест сократится?


– Мини-маркеты действительно более объемны, – говорит И.Минкин. – Количество торговых точек сократится примерно на четверть. А вот по числу предпринимателей (сегодня на Приволжском рынке торгуют вещами около семисот предпринимателей. – С.А.) сокращение будет гораздо меньше – процентов на пятнадцать. Мы заказали четыреста мини-маркетов. Дело в том, что сегодня практически у каждого торговца – две-три точки, а то и больше. Останется по одной. Размер общей арендной платы с площади постараемся сохранить. Сегодня место на рынке стоит 1200 рублей в месяц. За счет уменьшения числа торговцев плата немного возрастет.


– По каким параметрам будете выбирать счастливчиков?


– Чтобы не было обиды и несправедливости, споров и разногласий, мы объявили аукцион на право заключения договоров аренды. Стартовая цена – тридцать тысяч рублей. Один этап аукциона уже прошел. Желающих было много, самый дорогой участок “ушел” за девяносто тысяч рублей. Эти деньги направлены на реконструкцию.


– В какие сроки предполагаете завершить строительство?


– Вещевой рынок закончим к весне – началу лета. А вот строительство нового лабаза – к следующему новому году.


– Реконструкция – удовольствие дорогое. Когда окупятся траты?


– Планируем окупить все в течение ближайших пяти лет. За счет чего? Сразу скажу, что значительно повышать арендную плату не будем. Во-первых, за счет увеличения количества торговых мест на продовольственной части рынка. Аукционные деньги тоже пойдут на реконструкцию. К тому же каждый предприниматель, торгующий в новом павильоне, вносит так называемую залоговую сумму в размере пятидесяти тысяч рублей.


Но главное – рынок приобретет цивилизованный вид. На самом деле “рынок” вовсе не означает “базар”. Думаю, к празднованию тысячелетия Казани горожане увидят его во всей красе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще