Выездные бригады этого цеха обслуживают уже 360 скважин, точнее, механизмов, качающих нефть из недр земли. А качают скважины около 30 процентов “черного золота”, добываемого в целом акционерным обществом “Татнефть”, и 40 процентов на промыслах НГДУ “Бавлынефть”, где в основном полевые коллективы “девятки” и трудятся.
Однако работа на месторождениях для цеха не главное. Десять лет назад он был создан на бавлинской окраине прежде всего для производства погружного кабеля и эмальпровода, необходимых промысловикам Татарстана. И новорожденная “девятка” очень скоро стала выдавать продукцию, хотя поначалу разместилась в малоприспособленных помещениях одного из разорившихся ленинградских заводов. Но ведь у колыбели цеха стояла “Татнефть”, что уже само по себе говорит о многом. Да и куратором “девятки” был не кто иной, как нынешний руководитель нефтяников Ш.Тахаутдинов. И коллектив цеха быстро обустроился в чужих корпусах, по своему оснащению и дизайну отвечающих теперь европейским стандартам. В них много импортного оборудования, на участках, выпускающих основную продукцию, практически лабораторная чистота. Людей все больше заменяют компьютеры.
Особо же впечатляют итальянские автоматизированные линии по изготовлению бронированных кабелей к различным видам погружных электронасосов и эмальпроводов мощностью соответственно в три тысячи километров и 500 тонн в год. Впрочем, с максимальным эффектом эти линии заработали не без участия новаторов “девятки”. Им пришлось, к примеру, поломать голову над такой проблемой. Ремни в устройстве, обеспечивающем равномерное движение медного провода по всем этапам покрытия его эмалью, очень быстро изнашивались. Менять их с учетом заморского происхождения было хлопотно, к тому же обходились они дорого. Да и линия в это время простаивала, терялись время, деньги…
Решили проблему головастые умельцы “девятки” успешно, заменив ремни специальными роликами собственной конструкции, которые служат несравнимо дольше.
Автором другой новации является инженер-технолог А.Гиззатуллин. Из-за несовпадения диаметров двух деталей разматывающего нетканое полотно устройства, в которое одевают погружной кабель, с каждого “блина” катушки в отход уходило до 30-35 метров недешевого материала. Гиззатуллин сумел “породнить” диаметры деталей, сохранив тем самым для коллектива значительные средства.
Ко двору пришлась и претворенная в жизнь идея слесаря-наладчика М.Инсапова. Благодаря придуманному им подъемному устройству работники кабельного участка перестали, попросту говоря, надрываться, взгромождая вручную 50-килограммовые катушки с бронированной лентой на приемную часть технологической линии.
Активным техническим творчеством отличаются в коллективе также заместитель начальника цеха по производству С.Степанов, главный энергетик И.Филатчев и многие другие новаторы.
Оптимизации рабочих процессов здесь уделяют особое внимание последние четыре года – с той поры, как предприятие возглавил Р.Хабипов. Выходец из многодетной деревенской семьи, он по-крестьянски сметлив, основателен. Это наряду с техническим и экономическим образованием позволяет Равилю Нуримановичу достойно справляться с любым порученным ему делом. И, скажем, на посту заместителя главы бавлинской администрации, и в должности директора райагроснаба, который Р.Хабипов сумел сделать очень крепким, начав буквально с нуля.
В “девятке” об этом знали и потому встретили назначение к ним Равиля Нуримановича с резонной надеждой на лучшее будущее цеха.
Но сперва работников цеха насторожило сокращение коллектива по инициативе руководителя. Затем они успокоились, признав, что эта акция необходима. Началась же она с того, что, по существу, весь автопарк предприятия был передан местному управлению технологического транспорта. “Девятке” куда дешевле брать машины по заявкам под те или иные разовые перевозки, чем их постоянно содержать. По тем же причинам цех отказался и от собственной службы безопасности, найдя более экономичный наемный способ охраны “девятки”.
Одновременно на предприятии развернулось обучение рабочих смежным профессиям, чтобы они с полным знанием дела могли заменять друг друга. Словом, если четыре года назад на предприятии трудилось 257 человек, то нынче их число сокращено до полутора сотен. Однако объем производимых “девяткой” работ, наоборот, увеличился за этот период без малого в два раза.
Среди других изменений выделим и такое: не так давно коллектив разжился двумя термопластавтоматами. Один из них – итальянский – используется для изготовления катушек под наматывание эмальпровода, и теперь за этими “блинами” не ездят на центральную базу в Альметьевск. А второй – корейский – предназначен для выпуска цветочных, овощных емкостей под рассаду, ведер, ящиков под бутылки. А по соседству с этими агрегатами скоро заработает установка по производству полиэтиленовой пленки, на которую уже поступают заказы из Башкортостана, других регионов.
Кто-то скажет: как же не жить предприятию припеваючи, ежели находится оно под крылом такой мощной нефтяной компании. Но чем больше я узнавал о стиле работы Р.Хабипова и его команды, тем тверже убеждался в том, что, рассчитывая на помощь акционерного общества (а иная позиция была бы странной), они не плошают и сами, расходуя заработанные деньги все более рационально. Например, механический, столярный участки, кроме основной продукции, выпускают и многие другие изделия, что завозились прежде со стороны. А Равиль Нуриманович выезжает на днях в Уфу и Стерлитамак, чтобы присмотреть на соответствующих заводах формы и, еще больше загрузив термопласт-автоматы, начать изготовление кое-каких автомобильных деталей.
А возьмите складские помещения. Прежде там постоянно залеживались и готовые изделия, и сырье. Теперь на складах работа строится по японскому образцу – продукция остается здесь только, по-существу, “переночевать”, а сырье хранится в строго регламентированном количестве. А если добавить, что на предприятии наладили переработку старых погружных кабелей, отходов цветных металлов, то понятно, почему “девятка”, получившая в отношении культуры производства высокую оценку Президента РТ, является лучшей в городе и уже четвертый год подряд – среди остальных цехов альметьевского подразделения “Татнефти”, в состав которого входит.
За пределами республики, в дальнем зарубежье авторитет предприятия также растет. Вслед за “ЛУКойлом”, тюменской нефтяной компанией, иными солидными заказчиками высокое качество бавлинского погружного кабеля оценили и немцы. А специалисты итальянской фирмы, вновь побывав на “девятке” и увидев на произведенной ими технологической линии вместо ремней ролики, долго и с восторгом зарисовывали, фотографировали их со всех сторон…
Полагаю, Р.Хабипову, возглавляемому им коллективу будет чем удивлять ближних и дальних деловых партнеров и впредь. Хотя бы потому, что главный принцип Равиля Нуримановича, хозяйственника, безусловно, незаурядного, таков: жизнь – это безостановочное движение к новым, все более сложным целям.
Валерий ХРАМОВ.
Наш соб.корр.