Пригородная “железка” станет окупаемой?

Во вторник в здании казанского вокзала прошла видео-пресс-конференция с начальником Горьковской железной дороги Шевкетом Шайдуллиным.

Автор статьи: Денис ТИХОНОВ

Во вторник в здании казанского вокзала прошла видео-пресс-конференция с начальником Горьковской железной дороги Шевкетом Шайдуллиным. Начальник ГЖД из Нижнего Новгорода через видеосвязь разъяснял своим подчиненным пяти отделений, как будет проходить реформа железнодорожного транспорта. Журналисты же, присутствовавшие на этом мероприятии, могли задать ему вопросы.


Наибольший интерес в выступлении Шевкета Шайдуллина вызвала реформа пригородных пассажирских перевозок. Идеи, высказанные начальником ГЖД, позволяют предположить, что это направление действительно можно сделать прибыльным. И реформа уже начинает набирать обороты. Получено согласие на внедрение новой системы пригородных пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде. Там сейчас идет проработка проекта, формирование бизнес-плана. Имеется договоренность и с Правительством Татарстана на внедрение такой же системы в Казани.


По словам Шевкета Шайдуллина, в этом году ГЖД перевезла около 40 миллионов пассажиров. Из них 37 миллионов приходится на пригородные перевозки.


В настоящее время, чтобы провезти одного пассажира в электричке, ГЖД тратит от восьми до двенадцати рублей на десять километров пути. Между тем пассажир с учетом компенсаций платит всего четыре – шесть рублей. Как в этой ситуации быть? Перекладывать весь груз проблем на пассажиров – не дело. Железнодорожники тоже в убыток себе работать не хотят. Поэтому в отделениях ГЖД принято решение создать пригородные управляющие компании, которые будут отвечать за финансово-правовые взаимоотношения с пассажирами. То есть станут эффективнее, нежели сейчас, зарабатывать деньги. Новая организация, скорее всего, будет носить название ОАО “Экспресс – пригород”.


В чем суть реформы? Во-первых, предусматривается распределение акций компании в определенных пропорциях. Так, 51 процент их останется в собственности ГЖД (то есть управляющая компания ими распоряжаться не сможет), 30 процентов будет у администрации населенного пункта, остальные – в частных руках. Во-вторых, пригородная управляющая компания заключит три основополагающих договора. Два договора – с ГЖД: об оказании услуг пригородных пассажирских перевозок и об аренде транспортных средств. Второй договор предполагает, что в аренду ОАО “Экспресс – пригород” поступят не только электропоезда, но и остановочные платформы с вокзальными комплексами. Они будут переданы новой компании для того, чтобы она могла активнее вести финансовую деятельность. То есть сборы с торговли и наружной рекламы здесь автоматически перейдут в ведение этой организации. Третий договор – на выполнение социального заказа перевозки пассажиров – будет заключен с администрацией населенного пункта. Имея социальный заказ, управляющая компания сможет претендовать на соответствующие льготы по налогообложению (в России подобные прецеденты уже имеются). В этом договоре будет обусловлено, как и в каких пропорциях возмещать деньги за проезд льготной категории пассажиров. Так, за проезд в пригородном транспорте железнодорожников деньги “Экспресс – пригород” будет перечислять ГЖД, за проезд льготных категорий граждан – администрация населенных пунктов.


– Думаю, хозяин управляющей компании не будет гонять электрички пустыми, – добавил начальник ГЖД. – Лучше запустить на маршрут не десять вагонов, как сейчас, а четыре-шесть (в таких составах и контролерам работы меньше). Он станет проводить серьезные маркетинговые исследования, дабы получить доход от продажи билетов. Конечно, сразу же начать получать прибыль будет сложно, но ведь мы работаем на перспективу.


В общем, новая реформа в идеях выглядит довольно привлекательно. Но можно заметить, что все в этой системе построено на договоренности сторон. Сумеют железнодорожники договориться по всем пунктам – благо. Не сумеют – крушение планов. А ведь не секрет, что для нашей страны свойственно такое явление, как правовой нигилизм…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще