Наверное, нет в Заинске второго такого предприятия, чья сложная производственная судьба не волновала бы если не каждого второго горожанина, то третьего – точно. Изначально камазовскому заводу колес, которому определили место на дальней окраине Заинска, было предначертано стать градообразующим. Стройка была масштабной, завод сооружался с истинным социалистическим размахом. Сотни горожан и жителей окрестных сел ринулись сюда. Заработки обещались быть приличными.
Быстрыми темпами началось и строительство микрорайона для заводчан со всей социально-бытовой инфраструктурой. Работа здесь становилась престижной. В начале девяностых годов завод, уже к этому времени известный как Заинский автоагрегатный, был, наверное, единственным предприятием, чьи работники по специальным талонам получали жутко дефицитный тогда китайский ширпотреб, аппаратуру, бытовую технику. Но приснопамятный пожар на камазовском заводе двигателей больно ударил и по благополучию заинского подразделения. Последнее же десятилетие ОАО “КамАЗ-автоагрегат” отчаянно пыталось выжить.
– Надо отдать должное мужеству и силе воли Вадима Георгиевича Мишина, возглавлявшего завод в самые трудные для него времена, – говорит нынешний директор акционерного общества Ильдус Баянов.- Ему удалось самое главное – сохранить коллектив профессиональных машиностроителей, сберечь специалистов с большим опытом работы.
Но за прошедшие годы завод оброс непроизводственной сферой так, что некогда бывшие спасением для коллектива подсобное хозяйство, торговая сеть, социальные объекты стали для него веригами. Огромные суммы уходили на их поддержание в жизнеспособном состоянии. Средства оттягивались от основной сферы – производства колес. Возглавив завод, Ильдус Баянов пошел на крайне непопулярные меры. Предприятие начало активно избавляться от всего, что не входило в сферу непосредственных интересов машиностроителей. Народ запаниковал. Будущее, что называется, туманно, а тут проверенное временем производство мяса, молока, хлеба на сторону уходит… Правда, не входящая ни в какие рамки убыточность этих производств не была достоянием гласности. Но после пережитого тяжелейшего десятилетия, когда заводчане просто забыли, как выглядят наличные деньги, подсобка казалась некоей палочкой-выручалочкой, которая могла при случае вновь пригодиться.
Однако курс, взятый энергичным директором, за чьими плечами, несмотря на его молодость, – опыт работы в серьезнейших камазовских подразделениях, себя оправдал. Коллектив поверил новому руководителю, а специалисты не подвели. Результаты более чем обнадеживают. Разработанная программа по снижению затрат позволила получить прибыль от продаж в 21,5 миллиона рублей. И это при показателе бизнес-плана в 6,5 миллиона.
– Сегодня мы выпускаем девятнадцать типов колес, в том числе четырнадцать грузовых и семь легковых, – говорит Ильдус Баянов. – В этом году мы полностью перешли на выпуск колес на семейство автомобилей “КамАЗ-65115”, начали производство колеса на автомобиль “КамАЗ-6520”. Сейчас заканчиваем техническую подготовку по производству колес для УАЗа.
Едва выйдя из прорыва, на заводе уже думают о своем будущем. Причем практика показала, что думать нужно не только о дне завтрашнем, но и на куда более длительную перспективу.
– В настоящее время в соответствии с международными требованиями по безопасности движения производители грузовых автомобилей должны комплектовать свою продукцию колесами, исключающими возможность демонтажа на дорогах, – говорит директор ОАО “КамАЗ-автоагрегат” Ильдус Баянов. – Сегодня таким типом колес являются профилированные двухкомпонентные колеса. И все мировые производители колес комплектуют свои автомобили только ими. А комплектация грузовых автомобилей трехкомпонентными колесами производится лишь в странах СНГ. Ясно, что спрос на профилированные колеса будет расти пропорционально снижению спроса на грузовые колеса с разборным ободом. Потребности рынка игнорировать нельзя, и сейчас на заводе разработана инвестиционная программа по освоению профилированных бескамерных колес. Это позволит нам перейти на их выпуск уже через год, увеличив объемы производства при полном освоении выпуска уже в 2007 году на 260 миллионов рублей. Что же нам видится в перспективе? Во-первых, отрабатывая новые технологии, мы сможем обеспечить необходимое качество выпускаемой продукции. Во-вторых, дозагрузим имеющиеся производственные мощности завода. И третье, что очень важно, – сохраним рабочие места. Но это, повторюсь, одно направление, в котором будет двигаться завод. Второе же – увеличение объемов выпускаемой продукции и расширение номенклатуры легковых колес. В этом году мы предполагаем выпуск колес довести до 245 тысяч штук. Кроме того, должен заметить, что планируемый нами пуск импортного оборудования позволит выйти на качественно новую ступень. Эти колеса будут по всем техническим характеристикам соответствовать европейскому уровню.