Три дня пребывания в Набережных Челнах рабочей делегации РАО “Газпром”, состоявшей из представителей 24 предприятий концерна, вместили знакомство с новыми разработками научно-технического центра КамАЗа, переговоры с руководителями и специалистами различных служб автозавода, техническую конференцию.
Нашлось время и для встречи с прессой. Открывая ее, первый заместитель генерального директора КамАЗа Павел Полторыхин еще раз напомнил о продолжающейся экспансии зарубежных автомобилестроительных фирм в России. Это побуждает КамАЗ совершенствовать маркетинговую политику. В частности, больше внимания уделять крупным корпоративным клиентам. В качестве положительного примера были приведены “эксклюзивные” отношения компании с силовыми ведомствами. Только по линии Министерства обороны РФ в нынешнем году было закуплено 1245 камских грузовиков – почти в десять раз больше, чем за весь 2002 год. Такую же задачу – на порядок увеличить поставки автомобильной техники против достигнутого уровня – необходимо решить и с “Газпромом”. За три квартала 2003 года газовому концерну, занимающему первую строчку во всех российских рейтингах по объему бизнеса, реализовано менее 1,5 процента выпущенной на КамАЗе продукции. Неудивительно, что камские большегрузы в структуре его автомобильного парка занимают весьма скромное место – всего 18 процентов. Но сейчас настал удобный момент изменить эту пропорцию в пользу КамАЗа.
Значительная часть эксплуатирующейся на газовых промыслах в экстремальных условиях техники выработала ресурс. Как сообщил представитель “Газпрома” Сурен Багдасаров, затраты на ремонтно-эксплуатационные нужды газового гиганта достигли 3 млрд. рублей в год. И руководство концерна не прочь сократить эти непроизводительные расходы. Принята программа по обновлению до 2005 года его автомобильного парка. Однако пока остается открытым вопрос: на чьи машины заменять старье? Тут-то камазовцы, у которых имеется солидный задел новых конструкторских разработок, и подали свой голос. Фантастическую эффективность северянам сулит использование газовых дизелей. Заправляй автомобиль или компрессорную установку голубым топливом прямо из магистральной трубы – и не надо никакого бензина. Вторая козырная карта КамАЗа – развитая система автосервиса. В свою очередь газовики предлагают подключить к техническому обслуживанию транспортных средств в регионах и собственную производственную базу, заключив на этот счет прямые договора с автозаводом. Они также берут на себя обязательства обеспечить обратную связь конструкторов, технологов, производственников КамАЗа с местами эксплуатации его техники.
Вероятно, чтобы подчеркнуть серьезность своих планов, “Газпром” еще до начала переговоров оформил заказ на 60 полноприводных самосвалов “КамАЗ – 6522”, являющихся аналогом чешской “Татры”. Соглашение между двумя крупнейшими предприятиями страны, по мнению С.Багдасарова, способно стать своего рода пилотным проектом, примером межотраслевого сотрудничества для различных субъектов экономики. Однако пока это, скорее, протокол о намерениях, чем документ, юридически закрепляющий обязанности сторон. Это было заметно по сердитому тону, с каким топ-менеджеры отвечали на вопросы журналистов, добивавшихся от них большей конкретности. Понятно, что хорошая курица, прежде чем закудахтать, сначала снесет яйцо… Но если яйца пока нет, может, следовало бы повременить с пресс-конференцией?