На следующий день после республиканского съезда предпринимателей в Кабинете Министров руководители Агентства по развитию предпринимательства РТ провели брифинг, на котором подвели итоги этого мероприятия.
По словам генерального директора агентства Игоря Привалова, основную задачу съезда – диалог малого и среднего бизнеса – можно считать выполненной. А сам предпринимательский форум вызвал огромный интерес как со стороны бизнесменов, так и со стороны чиновников. Желающих присутствовать на нем оказалось гораздо больше, чем смог вместить зал.
Среди проблем, стоящих перед малым и средним бизнесом республики, И.Привалов выделил медленную перестройку его структуры. К примеру, сегодня на региональный рынок приходят глобальные торговые сети (типа “Рамстора”), поэтому базарная торговля изживает себя. Если раньше ее рентабельность составляла свыше ста процентов, то сейчас не превышает
8-10 процентов. И продавцы, работающие на рынках, задаются вопросом: “Что же будет с нами завтра?”
Приходом глобальных сетей обеспокоены и оптовики. В Казани 236 оптовых фирм по реализации продуктов питания и бытовой химии, в то время как в Москве их всего 26. Наши торговцы просто-напросто мешают друг другу. Тем более такие “монстры”, как “Рамстор”, начинают демпинговать и ломать структуру рынка. Поэтому традиционная для нас торговая система становится малодоходной.
В таких условиях многие предприниматели подумывают о смене деятельности, а конкретнее – о производстве. Допустим, стоимость продуктов переработки нефти в сотню раз превышает стоимость самого “черного золота”. Или, к примеру, зачем везти из других регионов упаковочные материалы, одноразовую посуду, если все это можно производить здесь, в Татарстане. Республика испытывает огромную потребность в строителях. Остро стоит вопрос со сферой общественного питания и бытового обслуживания. Люди, проживающие в пригородах Казани, вынуждены пользоваться столичными химчистками.
Изменение структуры малого и среднего бизнеса неизбежно. И позитивные моменты уже отмечаются, например, при помощи частников решается проблема с пассажирскими перевозками, активно развиваются автосервисные услуги и так далее. Но огромная часть поля для предпринимательской деятельности еще остается непаханой.