По одежке протягивай ножки

Недавно на коллегии Минфина РТ программа оптимизации бюджетных расходов Бугульмы и района на нынешний год, наряду с набережночелнинской, была признана одной из лучших в Татарстане.

Автор статьи: В. ИЗЕРГИН

Недавно на коллегии Минфина РТ программа оптимизации бюджетных расходов Бугульмы и района на нынешний год, наряду с набережночелнинской, была признана одной из лучших в Татарстане.


Что это за программа? На этот и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить начальника финансового управления города и района, заслуженного экономиста РТ Полину Леонову.


– Полина Васильевна, сначала немного о предыстории программы.


– Как известно, целевое и экономное расходование бюджетных средств является основной задачей нашего управления. Расходы по содержанию учреждений по своему объему идут вторыми после расходов на заработную плату с отчислениями в фонды. Если зарплата регулируется постановлениями Правительства и в полной мере ежегодно выделяется из бюджета, то расходы на уплату за энергоносители зависят от цены и их физического объема потребления.


Имея определенные нормы и стандарты, специалисты управления в начале года провели полный анализ по обеспеченности затрат на их содержание, рациональному использованию и выполнению мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов.


Потом появилось распоряжение главы местной администрации “О мерах по эффективному использованию бюджетных средств в 2003 году”. В целях его выполнения были созданы 10 выездных комиссий с участием депутатов объединенного совета, специалистов нашего управления, председателей советов местного самоуправления и руководителей учреждений, которые изучали вопрос рационального использования затрат бюджета.


– Что они выявили?


– В частности то, что по школам города фактическая обеспеченность площадью на одного учащегося составляет от 3,3 до 16 квадратных метров при норме 10 метров. В процентах это выглядит так: средняя школа №1 – 31,5%, лицей №2 – 48,5, средняя школа №3 – 41, №4 – 32,8, №5 – 33, №6 – 30,3, гимназия №7 – 55,2, средняя школа №8 – 68,3, №10 – 115,5 и т.д. В основном школы города перегружены учащимися.


По средним сельским школам обеспеченность площадью на одного учащегося крайне неравномерна и зависит от плотности населения на центральной усадьбе сельхозпредприятия. По начальным школам она намного превышает нормативы. Так, Ефановскую начальную школу посещали два ученика первого класса. В перспективе на ближайшие 5 лет в ней будет заниматься не более 6 человек. Затраты же на содержание этой школы в 2002 году составили около 90 тысяч рублей.


Или взять Андреевскую начальную школу, где обеспеченность площадью на одного учащегося составляет почти 254 процента! В одном здании со школой здесь располагается детсад, который не функционирует уже два года из-за отсутствия детей дошкольного возраста.


Можно назвать и Таллы-Булякскую начальную школу, которую посещают семь учеников, пять из которых ездят из Бугульмы. По словам учителей, это – дети из неблагополучных семей, их педагоги сами привозят из города и обучают. В ближайшее пятилетие здесь учащихся не будет. Затраты же на содержание данного учебного заведения в прошлом году превысили 137 тысяч рублей.


– А как обстоит дело с детскими дошкольными учреждениями в городе и районе?


– В Бугульме наиболее перегруженными детьми являются такие детсады, как №№11, 6, 5, 22, в которых обеспеченность площадью на ребенка составляет чуть более 50 процентов. В то же время не полностью используют свои площади детские сады №№3, 9, 25, 33 и 39, в которых вышеназванный показатель превышает 120 процентов.


На селе анализ показал, что в большинстве детсадов обеспеченность площадью на одного ребенка в несколько раз превышает необходимую. Сельские дошкольные учреждения в основном имеют типовые здания. Основными затратами на их содержание являются отопление, освещение, водоснабжение и канализация, содержание штата работников и ремонт помещения.


– И какие же выводы сделали члены комиссии?


– Вывод, как говорится, на ладони: рациональное использование площадей, то есть размещение двух или нескольких учреждений в одном помещении. Не случайно в конце мая вышло распоряжение главы “О результатах работы по оптимизации бюджетных расходов по Бугульминскому району и г.Бугульме”. В нем, в частности, рекомендуется в целях рационального использования площадей аппараты некоторых советов местного самоуправления перевести в детские сады и сельские дома культуры, ряд фельдшерско-акушерских пунктов – в детсады. А высвободившиеся помещения должны использоваться под жилье работников здравоохранения и образования. Кстати, Таллы-Булякская малокомплектная школа будет размещаться отныне в здании клуба.


– Большой ажиотаж был недавно по поводу сокращения номеров телефонной связи в бюджетных организациях. Это тоже дело рук комиссии?


– В результате проверки количество номеров уменьшилось на 60, а выход на междугородную связь был закрыт по 86 точкам. В том числе в самой администрации – на 22, горрайсовете – на 6, советах местного самоуправления – на 5, центральной районной больнице – на 13, управлении по делам молодежи – на 5 и т.п.


– В распоряжении главы много внимания уделено и управлению социальной защиты населения.


– Проверки выявили, что требуется надлежащий контроль за деятельностью его учреждений в части их полной нагрузки по профильной деятельности. Необходимо пересмотреть графики работы сотрудников с учетом загруженности кабинетов, а также – штатное расписание. Рекомендовано впредь систематически проводить контрольные проверки в учреждениях и по их наполняемости, и по ведению учета списания продуктов питания на количество пребывающих людей. К тому же рекомендовано закрыть отделение дневного пребывания на 30 мест с количеством обслуживающего персонала в 10 человек из-за отсутствия загрузки данного учреждения. Предложено переименовать центр реабилитации для ветеранов и пожилых людей в отделение центра социального обслуживания населения, стационар – в полустационар с изменением загрузки с 50 до 30 мест. Сроки пребывания в отделении намерены сократить с 20 до 15 рабочих дней. Так что штатное расписание должно быть приведено в соответствие с внесенными изменениями.


– Я слышал, что закрыты и социальные магазины в городе.


– Это правда. Ведь нынче на их содержание потребовалось почти полмиллиона рублей. Все торговое оборудование, сумма которого более 770 тысяч рублей, должно быть реализовано, доход от его продажи поступит в местный бюджет.


– Насколько мне известно, львиную долю расходов в бугульминских бюджетных учреждениях составляет плата за коммунальные услуги.


– Поэтому всем руководителям учреждений рекомендовано организовать работу по установке приборов учета воды, газа, электроэнергии и тепла. Подсчитано, что за счет этого появится годовая экономия в сумме около 5 миллионов рублей. Правда, на установку приборов потребуется не менее 16 миллионов рублей бюджетных денег. Но игра стоит свеч. Затраты по установке приборов учета теплоэнергоносителей окупятся в течение трех лет.


– Что еще взято из программы на вооружение местной властью?


– Необходимо навести должный порядок в использовании служебных автомобилей. Надо установить месячный лимит расхода горюче-смазочных материалов, запретить выезды служебных машин в выходные и праздничные дни, кроме дежурных машин по графику, утвержденному главой местной администрации.


Словом, всем пора жить по средствам. А бюджетникам – тем более.


Интервью взял

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще