Выход – в развитии частного бизнеса

Главная проблема жилищно-коммунального комплекса России заключается в его запредельной монополизации, преодолеть которую невозможно вне укрепления и развития частного сектора.

Главная проблема жилищно-коммунального комплекса России заключается в его запредельной монополизации, преодолеть которую невозможно вне укрепления и развития частного сектора. Отсюда актуальность соответствующего раздела государственной программы, предусматривающей комплекс мер по оздоровлению ЖКХ. Выделяя десятки миллионов рублей на содержание бюрократических структур по государственной поддержке предпринимательства, Правительство Татарстана по-настоящему действенных мер по поддержке частного бизнеса, внедряющегося в названную отрасль, не предусмотрело. Между тем на одном из брифингов, который недавно провело Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, идея отраслевого принципа распределения средств, выделяемых в рамках государственной программы поддержки малого бизнеса, уже высказывалась. Но Агентство по развитию предпринимательства РТ этого не заметило.


Рисунок Олега Хромова.Ситуация, складывающаяся в ЖК-комплексе, не устраивает ни Правительство, ни потребителей ЖК-услуг. Единственные, кому она на руку, это чиновники местных администраций, поддерживающих монополию в ЖКХ. Сказанное касается управления жилищным фондом, поставок коммунальных ресурсов, а также санитарного содержания и технического обслуживания названного фонда. Преодолеть эту тенденцию можно лишь в том случае, если активизируется Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.


В 2001 году администрация Казани при участии ООО “Инстрой” (директор Владимир Андреев) организовала конкурсный отбор подрядчиков на обслуживание жилого фонда. Представителям частного бизнеса было предложено, по сути, принять обслуживаемое жилье в доверительное управление, действовали бы они как настоящие хозяева жилфонда. На практике же предприниматели оказались в предельно жесткой зависимости от муниципальных управляющих компаний.


Средства, выделяемые на содержание таких компаний, относятся к защищенной статье бюджета. А это лишает их заинтересованности в улучшении качества и снижении себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Естественно, что в подобных условиях частный бизнес, принимающий жилищный фонд на обслуживание, никакого развития получить не мог. А между тем производительность муниципальных предприятий в расчете на одного сотрудника в пять-шесть раз ниже, чем в аналогичных частных компаниях.


Наиболее реальным инструментом повышения качества ЖК-услуг и снижения их себестоимости представляется конкуренция подрядных организаций. Однако она невозможна без преодоления монополизма муниципальных управляющих компаний. Этот тезис нашел свое подтверждение в словах Президента РТ Минтимера Шаймиева, заявившего о том, что государственных управляющих компаний быть не должно.


Наиболее подходящим средством демонополизации в области управления жилищным фондом представляется доверительное управление. Первый опыт такого рода, казалось бы, нарабатывает ООО “Инстрой”, которому администрация Советского района Казани доверила полтора десятка “хрущевок” на улице Новаторов. Проект и обоснование договора на доверительное управление готовил автор данных заметок. Однако в соответствующем постановлении главы администрации города Казани о доверительном управлении нет ни слова. А между тем срок эксперимента с фирмой “Инстрой” в 2003 году истекает. Думаю, по доброй воле местные администрации на внедрение доверительного управления муниципальным фондом не пойдут. Это означает, что апробирование доверительного управления потребует соответствующего постановления Правительства РТ.


Особенность российского ЖКХ в том и заключается, что возрождающийся коммерческий сектор и вытесняемый им сектор государственный подобны сиамским близнецам. Связывая друг друга, они препятствуют нормальному функционированию отрасли в целом. Из сказанного следует, что названным “близнецам” показана “операция”, в ходе которой они смогут быть разделены подобно киргизским близняшкам Зите и Гите. В результате социальный сектор будет постепенно уступать место сектору коммерческому, а это снизит нагрузку на государственный бюджет.


Интересов основной массы населения регулируемая государством “экспансия” отрасли частным бизнесом не ущемит. Однако поддержкой частного бизнеса Минстрой практически не занимается. Не представляется удачной и его политика в области управления жилищно-коммунальным комплексом республики. Представляя целостную технико-технологическую систему, этот комплекс нуждается в едином управлении. Такое управление министерство способно обеспечить лишь в том случае, если получит возможность координировать деятельность соответствующих территориальных подразделений местных администраций.


Некоторые сотрудники министерства выражают опасение в том, что функции этого ведомства как отраслевого органа государственного управления будут ослаблены с принятием федерального закона о местном самоуправлении. Местное самоуправление, наверное, сможет послужить устранению бесхозяйственности. Но это произойдет лишь в том случае, если оно не превратится в местное самоуправство. Во всяком случае, местное самоуправление не может послужить альтернативой вертикали управления отраслевого.


Властные функции местного самоуправления должны смещаться от административных структур к населению. Этого совсем не трудно достичь посредством образования домовых комитетов. Они-то и смогли бы инициировать доверительное управление в муниципальном жилищном фонде. Однако, думается, предпочтительнее начать внедрение такого управления с жилищной кооперации. Это послужит скорейшему переходу жилищного фонда к тем гражданам, которые в нем проживают. Доверительное управление нетрудно распространить и на локальные монополии, каковыми являются поставщики коммунальных ресурсов. Таким образом, доверительное управление может стать альтернативой порочной, как представляется автору, линии вице-премьера РФ Владимира Яковлева на распродажу инфраструктуры ЖКХ.


Минстрой республики приступил к изучению опыта Прибалтики, Узбекистана и Казахстана. Ясно, что в Прибалтике никто не станет ублажать потребителей. Там поступили гораздо проще, вернув дома частным владельцам и их наследникам. В Узбекистане кондоминиумы составляют 96 процентов жилого фонда. Нужно, однако, иметь в виду, что Татарстан невозможно сравнивать ни с Узбекистаном, ни с Казахстаном, где любые реформы проводятся волевыми решениями руководителей этих государств.


Несмотря на наличие отраслевого министерства, в Татарстане единого управления ЖК-комплексом практически не существует. В этой связи на ум приходит, казалось бы, давно забытая форма межотраслевого управления, каковую представлял Совет народного хозяйства. А у этой формы управления были свои преимущества. В том числе устранение ведомственных барьеров, что, в свою очередь, необходимо для синхронизации реформы ЖКХ и сопряженных с ним отраслей.


Заметим, сегодня на долю предприятий, подведомственных Минстрою РТ, падает всего лишь 28 процентов общей себестоимости ЖК-услуг. Это означает, что министерство принципиально не способно нести ответственность ни за текущее состояние, ни за развитие ЖКХ. Устранению этого недостатка может послужить передача в его ведение локальных монополий и терминалов естественных монополий, участвующих в поставках коммунальных ресурсов.


Если говорить о структуре Минстройархжилкомхоза РТ, то она может быть подвергнута оптимизации, исходя из тех функций, которые возлагаются на это ведомство. Не следует упускать из вида его главную миссию. Таковой представляется контроль за реализацией государственной политики в данной отрасли.


Министерству, по-видимому, нет нужды отвлекаться от управления отраслью, беря на себя разработку различного рода программ. Оно могло бы ограничиться постановкой соответствующих задач с тем, чтобы государственные заказы на производство программ передавать на конкурсных началах фирмам подходящего профиля. Сателлитом министерства мог бы стать профильный (отраслевой) НИИ, действующий под его протекторатом. Такой институт мог бы способствовать более рациональному использованию бюджетных средств, направляемых на разработки в области республиканского ЖКХ, а также разгрузке Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ.


Сегодня в министерстве не существует подразделения, которое могло бы курировать частный бизнес. Таковым мог бы стать специальный координационный совет. Он поддерживал бы постоянно действующее совещание предпринимателей отрасли. Это позволило бы министерству получать обновляющуюся информацию о ситуации, складывающейся в коммерческом секторе ЖК-сферы.


Неудовлетворительное качество ЖК-услуг поставщики объясняют низким уровнем тарифов, а также несвоевременной оплатой предоставляемых услуг. Надо ли говорить, что и потребители испытывают трудности с деньгами, ведь многим из них задерживают зарплату. А ведь в развитых странах сфера обслуживания представляет высокодоходный бизнес, не случайно же в ней занято более 60 процентов трудоспособного населения. Но российское ЖКХ обогащает преимущественно вороватых чиновников. Ни Правительство, ни общественность не в состоянии отслеживать “коммерческую деятельность” коррумпированной части чиновничества.


Наилучшим лекарством оздоровления отрасли может послужить конкуренция. Однако создание конкурентной среды потребует активизации не только республиканских, но и федеральных структур.


По некоторым данным, каждое частное предприятие инвестирует ЖК-комплекс республики в пределах 500 тысяч рублей в год. Как показывает опыт ООО “Аланс плюс” (Казань), частного ЖЭУ-4 (Нижнекамск) и других компаний, каких-либо перспектив на возврат вкладываемых средств частный бизнес не имеет. И что характерно, он гораздо чаще, чем муниципальные предприятия, подвергается различного рода проверкам. Понятно, что целью таких проверок служит выдавливание предпринимателей из отрасли.


В настоящее время частный бизнес представлен исключительно подрядными предприятиями, на которые, несмотря на установку Президента РТ, продолжает распространяться диктатура муниципальных управляющих компаний. Эти компании делают свой маленький бизнес, экономя средства путем недоплаты подрядчикам. Результатом такой экономии являются забастовки дворников и слесарей. А это не способствует снижению социальной напряженности…


Ефим АНДУРСКИЙ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще