Во что обходится тепло

Если какую-либо компанию или кого-то персонально нужно испытать на прочность, то лучшего места, чем Набережные Челны, в нашей республике не найти.

Автор статьи: Елена ТАРАН

information_items_1347366598

Если какую-либо компанию или кого-то персонально нужно испытать на прочность, то лучшего места, чем Набережные Челны, в нашей республике не найти.  Этот второй по величине город Татарстана – такой сгусток проблем, что работы хватит всем “под завязку” – финансистам, топ-менеджерам, машиностроителям, политикам, энергетикам…


Компании “Татэнерго” пришлось влезть в энергетическое хозяйство города пару лет назад – по просьбе Правительства республики. Весь город оказался на грани замерзания, поскольку тепловые сети были не готовы к зиме. С тех пор холода и город испытывают энергетиков на прочность: сумеют они вовремя подготовиться к зиме и выдержать капризы погоды или где-нибудь допустят промашку?


Двойной резерв прочности

Город автомобилестроителей родился в эпоху гигантомании. Советские власти тогда любили все огромное, мощное, чтобы ничего подобного не было на всей планете. Мы построили большой город на пустыре, крупнейший в Европе автозавод, а в придачу к нему – гигантскую Набережночелнинскую ТЭЦ, которая должна обеспечивать теплом и электроэнергией и город, и завод. Как показать, насколько громадно это сооружение? Например, по проекту ее территория должна занимать 245 гектаров (потом трезвые умы урезали площадь до 130 га). Мощность только одной турбины (а их на станции несколько) равна силе табуна в 300 тысяч лошадей. Подобный табун и представить сложно. Длина машинного зала – 570 метров, высота одного котла – 33 метра. Сколько металла и бетона приходится на один квадратный метр площади, сказать никто не берется, но то, что исчисление нужно вести в тоннах, а то и в десятках тонн – это точно. Наверное, поэтому, чувствуя вину перед землей за невыносимую нагрузку, энергетики разбросали на своей территории клумбы, непривычные для железобетонного пейзажа. И ухаживают они за ними с не меньшей тщательностью, чем за энергетическим оборудованием.


В эпоху рыночных реформ советская гигантомания показала свою оборотную сторону. Во-первых, в несколько раз сократил объемы производства КамАЗ, потребляя, соответственно, меньше тепла и электроэнергии. Сегодня ТЭЦ имеет двойной запас мощности и может обеспечить еще одно предприятие, равное КамАЗу по производству. Во-вторых, открытая схема водоснабжения (таковая в республике существует только в Набережных Челнах) приводит к немыслимым для энергетиков проблемам. По словам заместителя генерального директора ОАО “Татэнерго” Азата Салихова, при такой технологии сложно поддерживать давление, расход воды, бороться с солями жесткости, использовать химические добавки, поскольку в системе циркулирует питьевая вода. И вот эта самая питьевая вода (в отличие от подготовленной обычной сетевой) забивает трубы, выводит из строя технологическое оборудование. В жилых домах все это оборачивается порывами труб, забитыми батареями с низкой теплоотдачей, а в конечном итоге – холодными квартирами в сильные морозы.


Перестроить схему водоснабжения невозможно. Для этого нужно остановить станцию, что равносильно гибели большого города, в Набережных Челнах ТЭЦ – единственный теплоисточник, другого нет. (Наверное, поэтому местные власти, несмотря на запас прочности ТЭЦ, и лоббируют строительство в городе второго теплоисточника, что экономически невыгодно ни энергетикам, ни бюджету.) Энергетикам приходится пользоваться всеми доступными способами, они “играют” давлением, тщательнее, чем в других регионах, следят за сетевым хозяйством, пытаются навести порядок по всей цепочке: ТЭЦ – сети – квартира, чтобы не отапливать уличный воздух.


Любопытно, но Набережночелнинская ТЭЦ при том, что работает в половину своей мощности, – самая экономная тепловая станция в Татарстане. Как отметил ее директор Сергей Тюклин, удельные расходы топлива на выработку одного киловатт-часа электроэнергии составляют 300 граммов условного топлива. В среднем по “Татэнерго” этот показатель составляет 340 граммов. Вот и получается, что Набережночелнинская ТЭЦ первой из подразделений “Татэнерго” претендует на путевку в “клуб-300”. Правда, как говорит Сергей Тюклин, 300 граммов – это не предел.


Ох уж эти тарифы…

Крупная ТЭЦ в Набережных Челнах – это не только клубок чисто технических проблем. Это в первую очередь проблемы экономические, связанные с тарифной политикой. Азат Салихов готов кому угодно с цифрами в руках доказать, что тарифы на энергоресурсы в Татарстане – одни из самых низких в Поволжском и Уральском регионах. Однако в последнее время потребители, особенно солидные и денежные, предпочитают строить собственные теплоисточники. Яркий пример – строительство “Нижнекамскнефтехимом” собственной котельной. По большому счету, энергетики не осуждают руководство предприятия – оно ищет пути снижения себестоимости своей продукции. По их прикидкам, собственная котельная и даже собственная электростанция, работающая по современной технологии, обойдется дешевле, чем покупать ресурсы в “Татэнерго”. Но расчеты нефтехимиков строятся на существующей ныне системе перекрестного субсидирования. С этой системой не один год воюют энергетики, но пока без видимого результата. Пока господствует “кривая” экономика: средняя стоимость единицы тепла – 150 рублей, для бюджетников – 30 рублей, а для предприятий – 240-260 рублей. Вот и получается, что промышленность финансирует и население, и бюджетную сферу. Понятно, что производители, которые теперь все считают, бегут от этих завышенных цифр.


Потеря такого потребителя, как “Нижнекамскнефтехим”, – это новые потери (извините за игру слов) для “Татэнерго”, поскольку на нижнекамских ТЭЦ автоматически возрастет себестоимость выработки тепла, электроэнергии. Это, в конце концов, не полученные от продажи ресурсов деньги. А ведь тепло, в отличие от самосвалов, конфет и полиэтилена, нельзя хранить на складе готовой продукции. Его нужно или производить, или нет.


Слава Богу, пока крупные потребители в Набережных Челнах не высказывают намерений строить собственные теплоисточники. Но при нынешней тарифной политике это, как говорится, вопрос времени. Ну не дошел пока КамАЗ до уровня прибыли “Нижнекамскнефтехима”. Но ведь автомобилестроители постепенно встают на ноги.


Энергетики не должны превращаться в сантехников. Но кому-то нужно и трубы латать…

Уже не раз писали, что компания “Татэнерго” не от хорошей жизни взяла на свой баланс тепловые сети Набережных Челнов. С самого начала было ясно, что это приобретение принесет энергетикам одни убытки и дополнительные расходы. Большая энергетика не должна заниматься коммунальными сетями, превращаться в сантехника, считает Азат Салихов, но если некому чинить трубы, то приходится доверять это дело специалистам более высокой квалификации. Однако такая практика должна быть исключением из правил.


По словам генерального директора ОАО “Татэнерго” Ильшата Фардиева, его компания вложила в набережночелнинские сети несколько сот миллионов рублей, только в нынешнем году на замену сетей ушло около 60 млн. рублей. Но эти деньги для коммунального хозяйства города – что слону дробинка. Известно, что автоград строился ударными темпами, сети зачастую прокладывались наспех, не соблюдалась технология. Своих бед добавила открытая система водоснабжения. Вот и рвутся трубы, уходит в воздух тепло, а люди мерзнут. А тут еще перевернутые тарифы, долги местной администрации. Эти два фактора так портят финансовое положение “Татэнерго”, что Ильшату Фардиеву пришлось поднять этот вопрос на парламентских слушаниях по бюджету. Средний тариф на отпуск горячей воды по республике – 2,08 руб., а в Набережных Челнах его себестоимость – 8 рублей. Сегодня разницу в 6 рублей покрывает “Татэнерго” за счет своих ресурсов. Только по этой причине убытки компании составили более 120 млн. рублей. Но если тарифы устанавливает государство, оно и должно нести финансовую нагрузку за свою “математику”. Премьер согласился, что компания не виновата в этих убытках, и Правительство будет искать пути решения вопроса.


Примечательно, что энергетики не пытаются спихнуть на Правительство все финансовые проблемы, связанные с приобретением Набережночелнинских тепловых сетей. Они уже нашли возможности сократить свои затраты. Эта работа требует огромных усилий и инженерных знаний, но если удастся довести до конца намеченное, то эффект будет колоссальный – не только в городе автомобилестроителей, но и по республике в целом.


Возьмем, к примеру, температуру обратной сетевой воды. Как объяснил Азат Салихов, еще со времен начала теплофикации в России был принят так называемый температурный график 150/70, то есть если температура подающей сетевой воды 150 градусов, то температура обратной должна снизиться не менее чем в два раза. Обратно она должна вернуться (после того как обогрела жилье, корпуса цехов и так далее) как можно холоднее. На практике на ТЭЦ вода приходит с температурой и в 80, и в 90 градусов. Казалось бы, энергетикам это должно быть выгоднее: чуток подогрел воду, и снова – в сеть. Ан нет. По технологии энергетикам гораздо выгоднее, чтобы вода пришла к ним с минимальной температурой. Ведь и 70-градусная вода может согревать помещение до 20-22 градусов. А выше и не нужно. К примеру, в Дании давно установлены иные нормативы: там в сети закачивается вода с температурой 90 градусов, а возвращается к теплоисточнику вдвое холоднее. Вот вам и экономия топлива, которого нам с каждым годом будет все больше не хватать.


И наконец, как считают специалисты “Татэнерго”, пришло время навести элементарный порядок в сетях. Как показали проверки, в одних жилых домах зимой нечем дышать, там открывают форточки, а в других – не выключаются обогреватели. А все потому, что разрегулированы системы, местные умельцы снимают шайбы с труб, придумывают иные приспособления, тем самым подавая в квартиры более горячую воду. Их не волнует, что в соседнем доме кто-то будет замерзать… Энергетики ради этого порядка готовы превратиться в сантехников, поскольку слишком дорого им стал обходиться беспорядок. Пришло время мелочей, которые на самом деле слишком дорого стоят.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще