2 октября Комиссия по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Госсовета РТ провела обсуждение проекта бюджета Республики Татарстан на 2004 год.
На заседание были приглашены руководители научных, культурно-образовательных учреждений, творческих союзов, которые, что называется, из первых уст хотели услышать о том, как им предстоит жить в следующем году. В результате многие из них так и остались в неведении, ибо, по словам заместителя министра финансов Алексея Шишкина, пока в проекте бюджета заложены лишь общие суммы, а подробную бюджетную роспись можно будет оформить лишь когда появится ясность с ФЦП развития Татарстана, то есть когда Госдума в целом определится с федеральным бюджетом.
И все же после докладов заместителя министра промышленности и экономики Рашата Фаттахова и министра финансов Радика Гайзатуллина об основных прогнозных показателях социально-экономического развития Республики Татарстан на 2004 год и о параметрах доходной и расходной частей проекта бюджета-2004 всем стало ясно, что хорошего ждать не приходится. Как отмечали выступавшие, бюджет сверстан с большим напряжением, а его дефицит – 13,5% – практически достиг предельно допустимого законом 15-процентного порога. Если в этом году распределение налогов между Татарстаном и федеральным центром идет в соотношении 20 к 80, то в следующем году доля республики, по словам министра финансов, уменьшится до 14%.
По разделам культуры, науки и образования по сравнению с нынешним годом ожидается увеличение финансирования на 14-16 процентов. Но эти расходы вызваны увеличением зарплаты в бюджетной сфере, а также повышением тарифов на газ, тепло и электроснабжение. В расходной части проекта бюджета получили поддержку 7-8 наиболее значимых социальных программ, прежде всего касающихся детей, борьбы с наркоманией, физкультурной работы, языков народов республики.
– На развитие и капстроительство средств в бюджете нет, – твердо заключил А.Шишкин.
Несмотря на это предупреждение, некоторые депутаты и представители ведомств все же попытались выпросить дополнительные средства. Но замминистра остался непреклонен. Например, на предложение подкинуть деньжат национальному телевидению, “создание которого оказалось, по сути, медвежьей услугой этому самому телевидению”, А.Шишкин парировал тем, что, мол, следует самим крутиться, зарабатывать, а у бюджета дополнительных возможностей нет. Академия наук РТ попросила добавить 6 млн. рублей на проведение фундаментальных исследований в научно-исследовательских институтах, так как 80% всех выделяемых средств уходит на зарплату сотрудникам и оплату коммунальных услуг. Но у Минфина оказались иные сведения: фонд зарплаты – около 40%, а на будущий год АН Татарстана получит из бюджета на 5 млн. рублей больше, чем в 2003 году. “Этих денег вам на исследования должно хватить”, – заявил А.Шишкин. Остальные просители также пока остались ни с чем. В лучшем случае им обещали помочь в течение года, если позволят средства резервного фонда.
– На спортсооружения у нас находятся миллиарды рублей, а на некоторые учреждения и организации, как, например, Литфонд, даже несколько тысяч не можем найти. Парадокс, – грустно изрек председатель комиссии Разиль Валеев. Но тут же постарался приободрить собравшихся, мол, надежд терять не стоит: впереди – парламентские слушания и рассмотрение проекта в нескольких чтениях на пленарной сессии. Его поддержал и заместитель председателя комиссии Туфан Миннуллин: “Я в парламенте 10 лет, и каждый раз нам говорят, что бюджет напряженный. Но деньги все же находятся”.