В минувший вторник на очередном брифинге в Кабинете Министров РТ министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества республики Хафиз Салихов рассказал об итогах поездки правительственных делегаций Татарстана во главе с Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым на Украину и в Болгарию.
В Киеве Татарстан развернул широкую экспозицию своих товаров, предложив украинским партнерам разнообразные маршруты сотрудничества. Как выяснилось, их в основном интересуют поставки нефти и грузовых автомобилей. Украинская сторона готова принять до 8 млн. тонн нефти (в 2003 году планируется поставить 4 млн. тонн), но на пути столь резкого роста стоят российские квоты и возможности “трубы”. В удвоении поставок сырья заинтересован и Татарстан, поскольку Кременчугский НПЗ – единственное в СНГ предприятие (за исключением строящегося Нижнекамского НПЗ), способное “переварить” высокосернистую нефть.
Что касается сотрудничества с КамАЗом, то оно может развиваться в разных направлениях. Руководители автозавода готовы развивать на Украине сервисные центры, вкладывать средства в производство запасных частей, поставлять уже готовые машины. Все эти вопросы будут обсуждаться на уровне не только руководителей предприятий, но и соответствующих министерств.
Визит татарстанской делегации в Болгарию, как уже сообщалось, был однодневным. С руководителями этой страны велись переговоры о том, что российские товаропроизводители поставлены в неравные условия со своими коллегами из стран Евросоюза. Для последних пошлины на машиностроительную продукцию ниже, чем для наших предприятий. Критика была принята к сведению, но трудно предположить, что в ближайшее время ситуация изменится. Тем не менее татарстанская сторона, воспользовавшись случаем, пролоббировала возможные поставки самолетов Ту-214 на болгарский рынок. Потребность Болгарии – более 20 самолетов подобного класса. Однако это не означает, что София закажет все машины в Казани, но на какую-то часть заказа мы можем претендовать. На сей счет руководители КАПО, Финансовой лизинговой компании и болгарские авиаперевозчики подписали протокол.
На последнем заседании Кабинета Министров РТ Рустам Минниханов отметил, что сегодня мы собираем всего лишь четыре машины в год не из-за того, что КАПО плохо работает. Все дело в том, что предприятия – поставщики комплектующих не могут работать быстрее. Как бы ни старались казанские авиастроители, новый самолет выходит не раньше, чем через 18 месяцев. За годы реформ страна, по сути,AA потеряла приборостроительные предприятия. Мечта премьера – выпускать в перспективе 10 машин в год, может быть, к этому времени болгарский заказ будет как нельзя кстати.