Подавляющая часть госпакетов акций должна быть продана

Правительство России приняло новую федеральную программу приватизации на срок до 2006 года.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Правительство России приняло новую федеральную программу приватизации на срок до 2006 года. Прокомментировать этот документ мы попросили министра земельных и имущественных отношений РТ Валерия Васильева.


– В принятии таких программ нет ничего удивительного, – отметил Валерий Павлович. – Регламент их подготовки и утверждения установлен федеральным законом о приватизации. Вместе с тем проект программы имеет, по моему мнению, некоторые интересные особенности, на которые следует обратить внимание.


Во-первых, установлены сроки завершения приватизации – к 2008 году. Таким образом, всем сомневающимся дают понять: государство окончательно уйдет от управления предприятиями и займется созданием условий для их работы. О более высокой эффективности частного бизнеса мне неоднократно приходилось говорить. Я и сейчас в этом убежден.


Во-вторых, график приватизации расписан по годам. Это говорит о том, что программа более проработана и адаптирована к реальным условиям. Принятый документ разделяет все находящиеся в федеральной собственности пакеты акций на категории в зависимости от величины (доля государства до 25 процентов, 25 – 50 процентов и более 50 процентов) и предполагает различные сроки реализации этих пакетов. Так, в 2004 году предполагается выйти из капиталов 629 акционерных обществ, где доля государства не превышает 25 процентов. В 2005 году, соответственно, будут реализованы пакеты акций с долей государства от 25 до 50 процентов, в 2006 году – более 50 процентов, с учетом того, что эти АО не относятся к числу стратегических.


Само деление по степени влияния на управление обществом не вызывает сомнений. Совершенно очевидно также, что в первую очередь необходимо реализовать пакеты акций АО с госдолей менее 25 процентов от уставного капитала. Вместе с тем такое деление может содержать в себе определенную двусмысленность, т.е. послужить поводом для торможения приватизации крупных пакетов акций. На мой взгляд, приватизация блокирующих и контрольных пакетов акций должна проводиться с не меньшей интенсивностью.


– Ваше ведомство, как известно, также готовит подобный документ. Каковы его особенности?


– Да, мы готовим программу приватизации на 2004 год. Осенью представим ее на утверждение в Правительство республики.


Я хотел бы выделить ее некоторые особенности. В республиканскую программу приватизации 2004 года войдут все без исключения оставшиеся в государственной собственности унитарные предприятия, которые по своим экономическим показаниям могут в дальнейшем функционировать в качестве акционерных обществ. Это, к примеру, предприятия полиграфии, часть рынков, ЕлАЗ. При подготовке программы мы провели предварительную работу с отраслевыми министерствами для выделения данной группы. С сожалением хочу констатировать, что большая часть номинально сохранившихся унитарных предприятий не способна к существованию в условиях рыночной экономики. Достаточно отметить, что около 110 ГУПов сегодня находится в процедурах несостоятельности и еще не менее 100 можно признать банкротами. Приватизировать их нецелесообразно. По ним принимаются другие управленческие решения. В основном приватизацию унитарных предприятий мы закончим в 2003 году. С начала года утверждено 60 планов приватизации, до конца года планируем утвердить еще 80. Так что на следующий год число ГУПов, подлежащих акционированию, заметно сократится, их останется около 50. Вместе с тем значительно возрастут темпы реформирования государственных унитарных предприятий другими способами, например, через ликвидацию. В этом есть главная особенность республиканской программы.


– Валерий Павлович, какие задачи определены программой при приватизации пакетов акций акционерных обществ, находящихся в республиканской собственности?


– Если сравнивать структуру республиканского и федерального портфеля акций, можно отметить, что у нас она эффективнее. В республиканской собственности невелик удельный вес мелких пакетов и соответственно больше контрольных. Однако это не значит, что мы не сталкиваемся с проблемами низкой ликвидности акций. Сегодня для нас проблема низкого платежеспособного спроса стоит очень остро. Подавляющая часть госпакета акций – средние и мелкие предприятия. Пятая часть из них находится в процедурах несостоятельности. Продать такой товар за хорошие деньги непросто. Поэтому решения должны приниматься оперативно, для чего в рамках программы приватизации 2004 года мы хотим заручиться разрешением Правительства на реализацию всех пакетов акций, находящихся в республиканской собственности. Это совершенно не означает, что в течение 2004 года все они будут проданы (сегодня в республиканской собственности около 600 пакетов акций ОАО). Мы реализуем акции, востребованные покупателем, естественно, по той цене, по которой государство считает возможным их продать. Другими словами, если акции не реализованы с аукциона, это еще не означает, что цены будут немедленно снижены. Сначала нужно убедиться в том, что все потенциальные инвесторы имели информацию и время для принятия решения.


Отдельный подход к стратегическим предприятиям. Расставаться с акциями таких акционерных обществ, как “Казанский вертолетный завод”, “Международный аэропорт”, в 2004 году мы не планируем. Но таких предприятий не более 30.


Вместе с тем мы считаем необходимым реализовать абсолютное большинство пакетов акций, находящихся в республиканской собственности. Только так можно будет привлечь эффективного собственника.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще