В рамках прошедшего международного авиакосмического салона в подмосковном Жуковском Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) провела “круглый стол” на тему “Воздушные перевозки: рынки, конкуренция, альянсы, монополии”. Участие в нем приняли и представители Татарстана.
Основное направление разговора специалистов емко сформировал руководитель ГСГА, первый заместитель министра транспорта РФ Александр Нерадько: “Каким будет лицо нашей гражданской авиации через десять лет? Насколько конкурентоспособны сегодня российские авиакомпании и готовы ли они влиться во всемирный процесс глобализации?”
Вопросы эти очень актуальны. Огромная конкуренция на авиационном рынке перевозок просто вынуждает авиакомпании создавать совместные альянсы.
Вообще-то их глобальное объединение началось в 1997 году с создания “Star Alliance”, куда вошли “Lufthansa”, “United Airlines”, “SAS” (скандинавские авиалинии) и “Air Canada”. Два года спустя крупнейшие британская, американская и финская авиакомпании заявили о слиянии в альянс “Oneworld”. В 2000 году в мире сообща работало уже 5 глобальных альянсов. Объединяясь, перевозчики создавали гигантскую сеть маршрутов для максимального количества пунктов назначения и обеспечения удобных стыковок в аэропортах. Тем самым у авиапассажиров появились комфортные условия для путешествий. Главным залогом успеха члены альянса считают заботу о пассажире, которому должно быть просто и удобно в пути. Кроме того, альянсы имеют “козырь” – современные авиалайнеры и высокий уровень безопасности воздушного движения. В здоровой конкуренции мировым авиационным монстрам легче осваивать новые рынки. Они уверенно работают в России и в СНГ. Насколько это удобно, знает каждый пассажир, уже пользовавшийся услугами, к примеру, “Lufthansa”, члена “Star Alliance”. Чтобы попасть в Париж, достаточно долететь самолетом “Lufthansa” до Франкфурта, без ожидания пройти в нужный терминал и оказаться у стойки на регистрацию своего рейса.
Сегодня самолетами крупнейших в мире альянсов летают до 70 процентов пассажиров. Пока они доминируют на основных воздушных магистралях. Специалистами подсчитано, что самолет авиакомпании, входящей в “Star Alliance”, взлетает через каждые восемь секунд. Каждые сутки лайнеры этого альянса выполняют около 10 тысяч рейсов, используя 830 аэропортов, в 130 стран. Объем продаж билетов в год составляет 67 миллиардов долларов.
Ну а какова же ситуация у нас в стране? Для России, авиационный парк которой после развала СССР распался на сотни самостоятельных фирм, эта проблема тем более остра. И процесс объединения внутри страны уже идет.
Соглашение о создании первого российского альянса было подписано три года назад. Четыре авиакомпании (“КрасЭйр”, “Домодедовские авиалинии”, “Челябинские авиалинии”, “Авиаэкспресс-круиз”) образовали альянс “Открытое небо”. Позже к нему примкнули “Сибавиатранс” и “Когалымавиа”. Так суммировался хороший авиапарк самолетов: дальнемагистральных (Ил-62, Ил-96-300), среднемагистральных (Ту-154, -204,
-134) и ближнемагистральных (Як-40). Годом позже объединились “Внуковские авиалинии” и авиакомпания “Сибирь” (Новосибирск). Усилиями национальной авиакомпании “Узбекистон хаво йуллари” и авиакомпании “Трансаэро” создан “СНГ Альянс”.
Результатом объединения стала концентрация совместных усилий в борьбе за пассажира, объем перевозок, сохранение имеющихся и открытие новых маршрутов. Альянс создает возможность экономически выгоднее использовать самолеты с учетом дальности и заполняемости рейсов (отпадает необходимость гонять туда-сюда полупустые самолеты), работать по единым, более высоким стандартам обслуживания пассажиров, разработать единые сквозные тарифы и расписание, которое предусматривает максимально возможное количество стыковочных рейсов.
В сентябре 2001 года состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с руководителями авиационной отрасли. Тогда глава государства выразил обеспокоенность малой результативностью и медлительностью решения основных проблем авиации. Особое внимание было обращено на обновление авиапарка и оптимизацию количества отечественных авиаперевозчиков в силу неоправданно растущего количества авиакомпаний при спаде пассажиропотока (услугами авиакомпаний пользуется всего около 3 процентов населения). Сразу после этой встречи постановлением совета ГСГА Минтранса России было решено разработать организационно-экономический механизм по интеграции авиакомпаний, созданию региональных альянсов авиаперевозчиков и подготовить перечень авиакомпаний для формирования на их базе интегрированных, экономически устойчивых авиапредприятий. Минтранс РФ заявил, что поддерживает укрупнение авиакомпаний. И будет создавать благоприятные условия для приобретения ими новых самолетов российского производства. Как же обстоят дела с решением этой проблемы у нас в Татарстане?
В начале нынешнего года генеральный директор “Авиакомпании “Татарстан” Магомед Закаржаев, вдохновленный получением национальной авиационной премии “Крылья России-2002”, поведал местным СМИ об объединении с частной компанией “Тулпар”. Слияние двух успешно развивающихся коллективов с их авиапарком, технической базой и кадровым потенциалом должно сделать авиацию Татарстана конкурентоспособной на общероссийском авиационном рынке. Точкой преткновения, к сожалению, стал вопрос о собственности. Правительство республики не согласилось с условиями, выдвинутыми “Тулпаром”, в частности, с передачей контрольного пакета акций альянса в частные руки.
Но данную проблему так или иначе надо решать. Вот мнения специалистов по этому поводу.
Азат Хаким, руководитель авиакомпании “Тулпар”:
– Объединяться необходимо. Это позволит в первую очередь поднять безопасность полетов на должный уровень. Сегодня слишком амбициозно звучит наименование “национальная авиакомпания”. Авиация становится транснациональной, и пытаться сохранить ее в рамках только республики – близоруко. Она будет просто неконкурентоспособной, а значит, нежизнедеятельной. “Тулпар” готов объединиться с авиакомпанией московского рынка…
Василий Мирошников, директор летной службы “Авиакомпании “Татарстан”:
– Альянс для меня – это паритетная работа на рынке. Но при поддержке государства. Идти надо вместе с сильными. У них есть современная техника и имидж. Нам можно объединиться с компанией, в которой мы бы не “растворились”. Обновление нашего авиапарка самолетами ТУ-124 позволило бы компании выйти на конкурентоспособный уровень.
Магомед Закаржаев:
– В ближайшее время необходимо найти вариант объединения “Татарстана” и “Тулпара”. А после слияния передать в доверительное управление объединенной авиакомпании контрольный пакет акций международного аэропорта “Казань”.
Владимир Швецов, заместитель Премьер-министра – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ:
– Экономика диктует политику. Объединяться надо уже сегодня. И чем быстрее, тем лучше. Это рынок, конкуренция. Выживет сильнейший.
По техническому потенциалу и объемам перевозок у “Татарстана” и “Тулпара” после объединения есть все основания войти в первую десятку самых мощных авиакомпаний России. По итогам последних трех лет именно они признаны в России стабильно развивающимися. Хорошей основой для дальнейшего развития авиаперевозок Татарстана на российском и международном рынках является инфраструктура международных аэропортов “Казань” и “Бегишево”. Это и модернизированный центр управления воздушным движением, и новая взлетно-посадочная полоса, способная принимать самые современные авиалайнеры, и топливно-заправочный комплекс, отвечающий международным требованиям…
Успех недавнего международного авиакосмического салона “МАКС-2003” в Жуковском подтвердил: российская гражданская авиация жива и у нее есть будущее. Интерес к салону проявили около 500 компаний из России и участники из 38 зарубежных государств. Представление в полную мощь российской авиапромышленности определило, какие самолеты будут летать в нашем небе. Подписаны контракты на поставку Ту-204-300, Ту-214, Ту-334, Ил-96-300…
Однако имидж авиасалона определяется не только суммами заключенных контрактов, но и зрелищностью проводимого мероприятия, удачно организованным шоу. Эффектные полеты виртуозных “Стрижей”, “Русских витязей” приводили в восторг тысячи зрителей, особенно ребятишек, которые вновь, как и их дедушки и отцы в шестидесятые-семидесятые годы, мечтают стать летчиками…
Надо надеяться, что отечественная гражданская авиация уже в ближайшие годы шагнет на новую ступень. И авиация Татарстана займет достойное место в мировом авиационном пространстве…