На станко-инструментальном заводе ЕлАЗа состоялась презентация новой продукции, освоенной предприятием совместно со шведской фирмой “Лиданойл энд газ”. Это установка УПР 60/80 БТ для ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин. Чтобы было понятно неспециалистам, поясним: речь идет о нефтяной вышке на колесах высотой с девятиэтажный дом с полным набором оборудования, приводящегося в действие с помощью гидравлики. Агрегат смонтирован на шасси вездехода Брянского автозавода грузоподъемностью 22 тонны. Естественно, возникает вопрос: почему не КамАЗа?
– Попытки использовать наши шасси предпринимались, – объяснил директор департамента развития Камского автозавода Гумархан Шаймарданов. – Более того, на петербургском предприятии “Спецмаш” была изготовлена точно такая же установка с использованием “КамАЗа – 6540”. Это четырехосная машина, но из восьми колес ведущих – только четыре. Для эксплуатации месторождений в районах с умеренным климатом, в том же Татарстане, она вполне подходит, однако для тундры ее проходимость недостаточна. Конечно, в научно-техническом центре КамАЗа созданы опытные образцы тяжелых вездеходов с четырьмя ведущими осями, но они пока комплектуются импортными узлами, что делает машину дороже примерно на миллион рублей. Вот почему елабужане отдали предпочтение вездеходу Брянского автозавода. Хотя при серийном выпуске установок им, скорее всего, будет выгоднее сотрудничать с КамАЗом.
На ЕлАЗе не прочь изготавливать по две УПР 60/80 БТ в месяц. Много это или мало? За десять лет партнерских отношений со шведами тот же питерский “Спецмаш” произвел подобных агрегатов всего четыре десятка. Удастся ли машиностроителям совместить свои намерения с потребностями рынка? Приехавшие в Елабугу “купцы”, включая представителей крупнейших нефтяных и газовых компаний страны, отмалчивались. Покупателя на установку в день ее презентации не нашлось.
– Покупатель найдется! – оптимистически заявляет технический директор ЕлАЗа Рашид Салихов. – Как показывают маркетинговые исследования, период колебаний спроса на нефтяное и газовое оборудование равен четырем годам. И уже в будущем году он начнет повышаться, а в 2005 году достигнет своего пика. К этому времени мы и хотим запустить УПР 60/80 БТ в серию. Можно было бы, конечно, наладить производство более дешевых установок для текущего ремонта скважин с механическим приводом. И попытаться низкой ценой заинтересовать возможных покупателей. Но это тупиковый путь, будущее – за оборудованием с гидравлическим приводом.
Генеральный директор московской фирмы “Стептор – Техмаш” Лев Якубович, говоря о перспективах развития партнерских отношений с ЕлАЗом, сообщил, что ее конструкторы сейчас разрабатывают установку, способную обслуживать подземные скважины глубиной свыше 4 километров. Для нынешней модели агрегата предельная глубина – 3200 метров.