На раскрутку бренда “Кама” у торгового дома ушло несколько лет. Сегодня камские шины хорошо известны российскому водителю. Только в прошлом году ими комплектовалось сто процентов автомобилей “КамАЗ” и “Ока”, семьдесят процентов автомобилей “Иж” и сорок пять процентов – “Волга”. Сегодня перед менеджерами предприятия стоят задачи другого уровня. О них представителям местных и республиканских СМИ рассказал исполнительный директор предприятия Александр Махотин.
Торговый дом “Кама” создан четыре года назад. Два года назад добавились пять дочерних предприятий, в уставном капитале которых доля головного предприятия составляет 20 процентов. Торговый дом обладает эксклюзивным правом на продажу шин, которые производит акционерное общество “Нижнекамскшина”. Соответственно реализация продукции не входит в сферу деятельности изготовителя, отдел сбыта которого занимается лишь документальным оформлением отгрузки шин. Ценовая политика и стратегия продаж – прерогатива торгового дома. Последний сконцентрировал свои усилия на участии в комплектации российских автозаводов и продвижении шин “Кама” на внутреннем рынке страны, рынках дальнего и ближнего зарубежья. И потому задача реализации 10 миллионов шин, поставленная перед ним управляющей компанией “Татнефть-нефтехим” в прошлом году, была успешно решена.
Сегодня через торговый дом “Кама” и его дочерние предприятия, базирующиеся в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Набережных Челнах, проходит тридцать процентов всех шин, продаваемых в России. В планах на будущий год достичь семидесяти процентов от объемов всех российских продаж и обеспечить реализацию шин в европейской части страны только через структуры торгового дома.
По итогам деятельности в прошлом году ТД “Кама” был признан Российско-швейцарским бизнес-клубом лучшим экспортером России. Цифровые планки этого года – еще выше. Так, если за первое полугодие прошлого года объем продаж составил 3,9 млрд. рублей, то в этом – свыше пяти миллиардов. Доля экспорта в общем объеме продаж за первое полугодие нынешнего года составила 21 процент, что на пять процентов выше показателей прошлого. Причем рост зафиксирован также и в денежном выражении. Если в 2001 году месячный объем реализации шин на экспорт составлял 1,3 млн. долларов, то сейчас – в два с лишним раза больше.
В последние годы меняется и география экспорта. В то время как поставки шин на Кубу, в страны Азии остаются неизменными, отгрузка шин в страны Восточной Европы постепенно сходит на нет.
В прошлом году потерян рынок Ирака. В то же время увеличиваются суммы контрактов с Испанией, Германией, Англией. Осуществлены первые поставки нижнекамских шин в Северную Америку. И хотя требования по сертификации там гораздо жестче европейских, в ближайшее время этот вопрос будет решен.
В этом году планируется завершить производство моделей, разработанных в советские времена. Так как нижнекамцы не имеют на них авторских прав, они активно подделываются практически всеми шинными заводами. С помощью “Татнефти” будет также освоено производство шин фирмы “Пирелли” мощностью два миллиона штук в год. Эти шины торговый дом “Кама” намерен представить в будущем году на Эссенской (Германия) выставке – одной из самых рейтинговых в мировой практике. Нижнекамцы будут участвовать в ней шестой раз и собираются подать бренд “Кама” под следующим девизом: “Мы вышли на качество, которое можем гарантировать для автомобилей “Мерседес-Бенц”, “Тойота”, “Фольксваген”, “БМВ”.
Понимая, что конкурировать с западными производителями шин, имеющими огромный опыт работы, по цене и имиджу еще сложно, нижнекамцы тем не менее уверены, что время для “прорыва” уже пришло. Начать планируется с пользующихся у россиян повышенным спросом подержанных иномарок. Руководство торгового дома “Кама” считает, что иностранные автомобили, выпускаемые на российской территории, должны также комплектоваться российской шиной. Предпочтительно – нижнекамской. В марте этого года с “Камой-205” впервые стали выходить автомобили “Хундай”, собираемые на Таганрогском автозаводе. Менеджерами торгового дома ведется работа по укреплению партнерских отношений с производителями “Форд-Фокуса” (Ленинградская область), “Шевроле-Нива” (Тольятти). В дальнейшем есть возможность включить в список ижевскую “КИА” (протокол о намерениях с корейцами автозаводом уже подписан) и автомобиль “Тойота”, о предстоящем производстве которого в России также уже сообщалось.