Во вторник в Кабинете Министров РТ прошел брифинг, посвященный вопросам транспортного обслуживания населения Татарстана в 2003 году. По словам начальника Управления ГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова, сегодня на Западе наступил глобальный кризис в части обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Что уж говорить о нашей стране, где чуть ли не каждую неделю случаются авто- или авиакатастрофы.
Так, 28 августа на трассе Саранск – Москва автобус “Мерседес”, принадлежавший частнику, выехал на полосу встречного движения и в лобовую столкнулся с “КамАЗом”. Автобус вез в первопрестольную “челноков”. Результат – 15 человек погибли, 24 получили ранения. Впоследствии выяснилось, что водитель “Мерседеса” не имел лицензии на пассажирские перевозки, а автобус не прошел технический осмотр.
В Татарстане частные перевозчики также являются головной болью для инспекторов ГАИ. По словам начальника Татарского республиканского отделения Российской транспортной инспекции Бориса Смирнова, в этом году в Казани было проверено 254 частных перевозчика. В каждом автобусе было выявлено в среднем по два нарушения. Перегруз салона – основная беда казанских маршруток (238 случаев). Тридцать три водителя колесили по городу 12 – 14 часов без перерыва. Пятьдесят один человек не прошел медицинский контроль, а у 46 водителей не имелось обязательной отметки о прохождении технического контроля на предприятии.
Во многом все это связано с тем, что федеральное законодательство делает частникам поблажки: предприятия не обязывают создавать отделы по безопасности транспорта. Крайними же здесь оказываются вечно спешащие пассажиры, которые набиваются в микроавтобусы под завязку. В этом году только казанские “газельки” побывали в 32 ДТП – в результате пострадали 48 человек.
В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ большие надежды на улучшение ситуации связывают с введением автоматической системы управления транспортом (АСУ-Т). В августе министерство уже провело тендер на их производство, и 20 сентября будет назван его победитель. Стоимость пилотного проекта оценивается в 100 млн. рублей. По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азата Галиахметова, “АСУ-Т” через спутник позволит контролировать передвижение каждого подключенного к ней автобуса, троллейбуса или трамвая (для этого на машине должен быть установлен бортовой комплект). Пилотный проект “АСУ-Т” может быть внедрен в Татарстане к лету 2005 года.
Если в крупных городах республики чиновники думают, как бы уследить за всеми транспортными потоками, то в некоторых малых населенных пунктах люди ждут, когда же, наконец, и к ним будет ходить автобус. По словам генерального директора ОАО “Корпорация “Татавтотранс” Динара Миннулина, сегодня только половина районов республики обеспечена транспортом на 90 – 100 процентов. Так, в Алексеевском районе охват автобусным сообщением составляет 57 процентов, в Кайбицком – 56, в Тюлячинском – 48, в Алькеевском – 40, в Агрызском – 38, в Новошешминском – 24. Из трех тысяч населенных пунктов Татарстана в 1783 добраться можно лишь своим ходом. По словам Д. Миннулина, открытие нового автобусного маршрута находится в прямой зависимости от состояния дорог. Мол, появилась нормальная дорога к населенному пункту – получай новый маршрут.