С ощутимым по весу багажом вернулась из Узбекистана татарстанская делегация во главе с Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым. Разумеется, имеются в виду не только умопомрачительные по размерам ташкентские дыни и тающие во рту персики, но и ряд договоренностей.
Мы уже сообщали читателям об этом важном визите, а подробности вчера изложил журналистам на пресс-конференции министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Хафиз Салихов.
Если сразу о приятном, то уже к 30 августа – празднованию Дня республики – нас обещают завалить фруктами и овощами из сказочных узбекских садов и плантаций. В остальном же придется подождать, поскольку скоро только сказка сказывается.
Что же нас сегодня привлекает в среднеазиатской республике, в которую напрямую из Казани поезда уже давно не идут и самолеты не летают?
В общем-то есть интерес, причем не только на уровне капризов желудка. Например, парфюмеры не прочь закупать там хлопковое масло, а шинники – кордовую нить. Опять же легкий узбекский шелк днем с огнем не сыскать, а в нынешнюю жару он пришелся бы модницам по вкусу. Деятели культуры несказанно соскучились по гастролям в городах и весях Узбекистана – наших артистов там всегда принимали на “ура”.
Напомню: договор о сотрудничестве между Татарстаном и Узбекистаном был подписан еще в 1993 году, однако начиная с 1996 года товарообмен между нашими республиками стал падать и к настоящему времени сократился в несколько раз. Одной из причин такого экономического похолодания министр назвал трудности с конвертацией узбекского сома. Между тем по дорогам Узбекистана (а их состояние, говорят, великолепное) еще продолжают резво бегать примерно двадцать тысяч большегрузных автомобилей “КамАЗ”, к которым кто-то (только не сам Татарстан!) поставляет запасные части. Ясное дело, что орудует теневой бизнес, от бурной посреднической деятельности которого в нашей казне ничего не прибавляется. Гипотетическая упущенная выгода тянет на миллионы долларов, поэтому необходимо срочно самим взять в руки это прибыльное дело, а также открыть сервисные центры.
Кроме запчастей к автомобилям и самих автомобилей “КамАЗ” (пока остановились на трех сотнях машин в год), предполагается наладить и поставку шин.
Похоже, в Узбекистане найдется работа нашим дорожникам и нефтяникам. Нефти там, конечно, мало, и скважины в основном низкодебитные, но вот это обстоятельство как раз и греет душу: ведь у нас наработан огромный научный и практический опыт по извлечению нефти из малорентабельных разработок.
Чтобы эти и другие благие намерения не повисли в воздухе, по горячим следам решено образовать рабочую группу, которая и займется детальной планировкой дальнейших шагов по экономическому и культурному сближению бывших братских народов, входивших ранее в один союз.
А причина потепления климата между нашими республиками, как видится, кроется в активной позиции Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Республике Узбекистан Фарита Мухаметшина. По крайней мере, процесс исхода из Узбекистана наших соотечественников, оставивших за бесценок годами нажитое, сейчас приостановлен. Из 600 тысяч татар, проживавших до развала СССР на территории Узбекистана, осталось 400 тысяч. Министр Хафиз Салихов предпочел не вдаваться в политические тонкости миграционного процесса – из его комментария можно было понять только то, что кто хотел – тот уехал, а оставшихся попросту не тянет на историческую родину. Но мы их, дескать, не оставим без внимания. Сабантуи отныне будут праздноваться и в солнечном Ташкенте.