Есенин был трижды прав, когда утверждал, что “большое видится на расстоянии”. Ну что, скажите, можно увидеть, глядя на скважину, буровую, колонны и факелы химических и нефтехимических производств из окна автомобиля, директорского кабинета или проходной? Даже мысленный взгляд на нефтехимический комплекс республики из Казани, сквозь мелкие строчки статистических отчетов не дает полной картины происходящего. То ли дело посмотреть на локомотивные предприятия Татарстана с другого континента, скажем, из Южной Кореи, где на днях побывала правительственная делегация Татарстана во главе с Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым. О том, как иногда полезно отправляться в дальние страны, соотносить собственные успехи с достижениями азиатских цивилизаций, рассказали в минувший вторник журналистам министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества Хафиз Салихов и генеральный директор ОАО “Татнефтехиминвест-холдинг” Рафинат Яруллин.
Представители Татарстана были в восторге от увиденного в Южной Корее и лишний раз убедились, как мы безнадежно отстали в области переработки нефти, химии и нефтехимии. Их эмоции по этому поводу не улетучились и по прибытии в Казань. По словам Рафината Яруллина, LG ежегодно перерабатывает 29 млн. тонн нефти, хотя страна не добывает ни килограмма (вот это да!), а глубина переработки составляет 70-75 процентов (нам бы такие показатели). Из этой самой привозной нефти 7 тысяч человек производят химическую продукцию на 5,5 млрд. долларов (голова идет кругом от таких цифр). Можно сравнить их с показателями работы ОАО “Нижнекамскнефтехим”, где годовой объем выпускаемой продукции – 700 млн. долларов, а работает 15 тысяч человек. Или взять производство поливинилхлорида, известного под аббревиатурой ПВХ. LG ежегодно производит его в объеме 1,1 млн. тонн, в России же выпускается всего 400 тысяч тонн. Корейцы обскакали нас и в области производства этилена – почти в два с половиной раза. Словом, своей собственной нефтью мы распоряжаемся бездарно: из тех же 29 млн. тонн сырья можно выпускать продукции в десятки раз больше. Поэтому, презентуя в далекой Азии республиканский нефтехимический комплекс, наша делегация больше говорила не о собственных достижениях, а о предложениях совместно строить новые нефтехимические и химические производства. Мы готовы даже пойти на создание СП со стопроцентным иностранным капиталом – только научите нас работать и дайте современные технологии.
По итогам проведенной экскурсии на суперсовременные производства был подписан меморандум о взаимопонимании. Как говорится, интересы сторон сошлись в одном месте и в одно время. Детали проектов будут разрабатываться рабочими группами, они и предложат Правительству РТ свое видение проблемы. “Видение” это, судя по всему, будет неоднозначным: по словам Рафината Яруллина, после поездки в Южную Корею и брошенного оттуда взгляда на нефтехимический комплекс Татарстана придется пересматривать всю стратегию развития отрасли.