Федеральный бюджет выполняется с некоторым превышением доходов по сравнению с тем, что планировалось. Правительство даже представило накануне думских каникул законопроект о внесении изменений в бюджет, где увеличили расходы на 30 млрд. руб.: дали дополнительно на восстановление Чечни около 14 млрд. руб., дополнительная ссуда выдана регионам на повышение зарплаты на 33% бюджетникам, которое намечается с 1 октября.
Когда бюджет рассматривался, у большинства депутатов было предположение, что по факту бюджет получит больше, чем заложено в проекте. Таким образом Правительство стремится обеспечить себе легкую жизнь. Как правило, такие прогнозы ближе к истине. Если посмотреть за все предыдущие годы, то бюджет выполнялся ближе к прогнозам Государственной Думы, а не к прогнозу Правительства. В этом году намечается то же самое. Как ни парадоксально, Дума предполагала, что по факту темпы роста экономики, ВВП также будут на 1% выше. А это означает, что в целом ВВП будет выше, чем заложено в бюджете. Поэтому нет никаких опасений, что бюджет не будет выполнен номинально в том плане, в каком он запланирован.
Рост ВВП запланирован на этот год 4% с небольшим, а будет 5. Таким ростом ВВП, наверное, не могут похвастать даже США, учитывая непростое положение дел в их экономике. Но такими темпами роста могли похвастаться многие страны Восточной Европы, которые выходили из кризиса. Такие темпы роста, как 8% и даже 10%, характерны для стран, когда было резкое снижение в условиях перехода к рыночной экономике, а потом также происходило активное повышение.
У нас повышение темпов роста, в основном, происходит на старой экономической базе. И мы еще не достигли даже уровня 1995 года по объемам, поэтому есть еще большой потенциал роста за счет расконсервации производственных мощностей. Это вполне закономерно для стран, которые выходят из кризиса. Если же говорить о странах, которые совершают экономический рывок, в частности о Китае, Южной Корее и странах Тихоокеанского бассейна, то в период интенсивного развития у них были очень высокие темпы роста, причем стабильно из года в год.
Нынешний рост в России по-прежнему во многом обязан высоким ценам на сырье. Мы не слезем с этой иглы, пока реально не создадим условия для развития наукоемких новых технологий и отраслей, которые базируются на новых идеях и инновациях, потому что понятно: по традиционной промышленности некоторые отрасли мы уже упустили. В радиоэлектронике, в производстве компьютеров не можем лидировать – момент упущен. У нас остались некоторые отрасли промышленности так называемого второго эшелона, где мы могли бы развить конкурентоспособные возможности. Это судостроение, энергомашиностроение и, может быть, аэрокосмос. Это не так плохо, потому что в данной ситуации ни одна страна, даже такая мощная, как США, не развивает у себя равномерно все отрасли. Так или иначе, какие-то отрасли они переводят в другие страны либо свертывают их там, где они потеряли конкурентоспособные качества. Поэтому для начала нас удовлетворяют старые локомотивные отрасли. Нужно только создавать для них конкурентные возможности по целому ряду направлений. Но перспектива для развития – принципиально новые отрасли, базирующиеся на научных достижениях. Почему индусы смогли добиться высокой доли экспорта компьютерных программ в своей структуре экспорта? Потому что они создали приоритетные условия для специальных крупных технополисов, для развития и разработки компьютерных технологий и программ.
У нас это пока на уровне идей. Все по идеям и декларациям – за, а по факту у нас никаких преимуществ инновационному бизнесу, связанному с наукой, нет. Более того, в последнее время идет налоговое наступление на инновации, на научный сектор. Например, недавно принят во втором чтении закон о налоге на имущество, который внесло Правительство. В действующем законе от налога на имущество освобождались все научные учреждения и те, кто занимался экспериментальной деятельностью, опытно-конструкторскими работами. В переводе на современный язык это инновационный сектор, он был освобожден от налога. Правительство предложило отменить все льготы и обложить все научные учреждения, весь инновационный бизнес налогом на имущество. Это означает, что те, кто сохранил еще экспериментальную базу, кто сохранил стендовую базу, теперь со всего этого должны будут платить налоги. Очень тяжело идет вообще отстаивание интересов инновационного бизнеса. Поэтому здесь, я считаю, нет не только никакой перспективной программы, а даже идет наступление на то, что есть.
Второе направление, чтобы реально развить другие отрасли, это поддержка малого бизнеса в широком плане. Прежде всего, наукоемкого, инновационного. Потому что то, что у нас сейчас развивается, это, в основном, торговля, общественное питание. Но в нашей стране огромные возможности для развития именно наукоемкого малого бизнеса. Любая идея возникает в отдельно взятой голове или мини-коллективе. И очень многие новые направления, допустим, научное приборостроение, опять же компьютерные технологии, не требуют крупных фирм и крупных вложений, они требуют поддержки инновационного сектора, чтобы люди это делали, облегчить им возможность создания предприятий нового типа.
Думаю, новый бюджет мало будет отличаться от всех предыдущих. Поскольку основное направление Правительства уже в течение нескольких лет – выплата внешнего долга. И фактически треть доходов бюджета идет на выплату внешнего долга, это порядка 600 млрд. руб. Это и выплата, и обслуживание, потому что мы все очень счастливы, что у нас профицитный бюджет. Но пока профицитный бюджет не означает, что в бюджете много денег. Впереди, в ближайшем обозримом будущем, перспектива дефолта нам не грозит, и вполне можно сократить обслуживание внешнего долга и добавить расходы внутри.
Но для этого нужен новый раунд переговоров, прежде всего, по Парижскому клубу. Потому что есть долги, которые можно отсрочить и реструктуризировать, а есть долги, которые требуют выплат строго в срок. То, что подлежит отсрочке и реструктуризации, это долг Парижскому клубу. Тем более что с ним получается следующая ситуация. Из-за изменения курса соотношения евро к доллару, а все наши долги оцениваются в долларовом выражении, получилась парадоксальная ситуация. Наш долг Парижскому клубу не сократился, а вырос с 42 млрд. до 46 млрд. долларов. Это как раз та ситуация, которая дает возможность для дополнительного раунда переговоров по списанию и реструктуризации долга. При этом все бравурные оценки нашего экономического состояния, что у нас исполняется бюджет, нужно несколько откорректировать, поскольку исполнение бюджета и профицитный бюджет не от того, что экономическое состояние хорошо, а от того, что занижены расходы.
У нас состояние бюджетных отраслей находится на уровне катастрофы. Не может ректор вуза получать 2025 руб., а учителя того меньше. Точно так же, как начальник уголовного розыска в Москве не может получать 11 тыс. рублей, а милиционер вообще получает 1,5-2 тыс. руб.
Бюджетная отрасль не может развиваться на таком голодном пайке. Если мы сейчас разрушим систему образования нищенским, голодным пайком, если мы всех заставим переходить на платное образование, это значит, что в перспективе у страны нет никаких возможностей для интеллектуального прорыва и для развития новых инновационных отраслей.
Михаил РЯЗАНИН.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”.