Еще в феврале прошлого года Правительство РФ приняло постановление “О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативное управление федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства транспорта РФ”. Выход в свет этого документа мотивирован необходимостью совершенствовать систему управления дорожным хозяйством страны. До этого времени во многих регионах России дороги федерального значения относились к территориальным органам.
Следом за вышеупомянутым постановлением началось создание соответствующих структур. В том числе Федерального управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона, ставшего “дорожным” куратором пяти республик и областей – Марий Эл, Удмуртии, Коми, Кировской области и Татарстана. В конце прошлого года новая служба приступила к выполнению своих обязанностей. В чем они заключаются? И есть ли реальная польза от новой структуры для нашей республики? На эти и другие вопросы корреспондента “РТ” отвечает начальник управления Мухаммат Гатиятуллин.
– Мухаммат Хабибуллович, хотелось бы узнать, какие причины подвигли Центр к образованию на местах таких структур?
– Прежде всего – укрепление вертикали управления дорожным хозяйством страны. Правительство Российской Федерации дает регионам целевые средства и хочет быть уверенным, что деньги доходят до дорог. А доселе было как? Подрядчик обслуживает и федеральные, и республиканские автотрассы, поэтому трудно понять, из какого источника финансируются работы. Ведь на купюрах не указано, из чьей казны они поступают. Тем более что сейчас Россия на содержание дорожной сети выделяет немалые деньги – в год 100 тысяч рублей на один километр.
Хочу подчеркнуть: мы с вами будем говорить о дорогах только федерального значения. Именно их курируют созданные управления.
– Какие трассы, проходящие через нашу республику, находятся в вашем подчинении?
– Такие крупные, как Москва-Уфа (“Волга”) и Чебоксары-Коми (“Вятка”), кроме них – Казань-Оренбург, Казань-Ульяновск, Зеленодольск-Йошкар-Ола, дорога, идущая от менделеевского разворота до границ Пермской области. Всего мы курируем 2205 километров сети, из них 1037 километров находятся в Татарстане. По объему дорожного хозяйства наше управление стоит на пятом-шестом месте из 41 аналогичной структуры, существующей в России.
– Изменилось ли финансирование Центром федерального дорожного хозяйства с началом работы управления?
– Изменилось, и весьма существенно. Для сравнения: если в прошлом году на ремонтные работы дорог Россия выделила Татарстану 36 миллионов рублей, в нынешнем – уже 200 миллионов. На содержание дорог в этом году отводится 111 миллионов рублей (в прошлом – 70). Кроме того, почти 10 миллионов – на содержание мостов. Суммы крупные, поэтому вполне понятно стремление Федерального центра убедиться в том, что эти деньги, все до единого рубля, пойдут по назначению.
Помимо прочего, Россия направляет Волго-Вятскому региону 37 миллионов рублей на приобретение дорожной техники. Между прочим, впервые в таком объеме, причем из них более 20 миллионов пойдут Татарстану. На такую сумму республика получит в аренду технику, и на весьма неплохих условиях.
– Что вы делаете помимо того, что занимаетесь финансовыми вопросами?
– Как заказчики, проводим тендеры среди подрядных организаций. Победителям доверяем работу и принимаем ее в соответствии с требованиями Центра. Сто тысяч рублей, которые выделяются в год на содержание километра дорожной сети, – это при умелом использовании немалая сумма. Поэтому мы стараемся жестко контролировать своих подрядчиков.
Также разрабатываем перспективные проекты. Лишь один пример. Срок службы российских дорог – шесть-восемь лет. Затем их необходимо капитально ремонтировать. Однако только в Татарстане так называемый недоремонт федеральных автотрасс составляет свыше 300 километров. Зачастую получается как? В одном месте лет двадцать к дороге не притрагивались, а в другом – третий раз латают. Мы намерены проводить капремонт непрерывным методом: в этом году прошли, допустим, семь километров, в следующем – продолжили дальше, а не перескочили на другой участок. Так получается эффективнее и дешевле.
Сегодня анализируется состояние автодорог, идет их паспортизация.
– Какова вероятность того, что челнинская трасса, входящая в состав автодороги Москва-Уфа, вклинится в перспективный проект “Европейский коридор”, который в настоящее время разрабатывается питерскими специалистами?
– “Европейский коридор” должен соединить Нижний Новгород с Екатеринбургом. Наше управление также принимает участие в этом проекте – готовит материалы, в которых будет дано обоснование, где удачнее всего проложить эту трассу, чтобы она сокращала путь из начальной точки в конечную. Ведь “коридор” должен быть насыщен грузовым автотранспортом гораздо больше, нежели другие дороги. И будет иметь как минимум первую “Б” категорию, то есть с односторонним четырехполосным движением.
Думаю, эта дорога пройдет и через Татарстан, конкретно – захватит челнинскую трассу. Предполагается, что строительство “Европейского коридора” пойдет за счет инвестиционных источников, а не бюджетных. Если этот проект будет реализован, в республике во многом решатся проблемы по улучшению состояния “дороги смерти”, как называют сегодня челнинскую трассу.
– Российским дорогам до западных еще очень далеко, так что фронт работы вам обеспечен. Можно ли надеяться на то, что наши автомобилисты доживут до “светлого будущего”?
– Дорога, как воздух: когда она хороша, ее никто не чувствует; как только испортится, все ее ругают.
Как я уже говорил, в этом году через наше управление Татарстану выделено на ремонтные работы федеральных дорог 200 миллионов рублей. Хотя столь большая сумма направляется на это дело впервые, однако хватит ее только на то, чтобы отремонтировать 66 километров. А необходимо – сто километров. Но мы и этим средствам рады. И состояние дорог уже в обозримом будущем все-таки должно улучшиться.
К тому же мы зорко следим за тем, чтобы федеральными автотрассами занимались организации, которые хорошо себя зарекомендовали на этом поприще. Тем более финансирование работ идет весьма аккуратно. И контролируют нас очень сильно. В течение этого года управление уже пять раз посещала комиссия саратовского “Дорцентрконтроля”.
– Мухаммат Хабибуллович, вы говорите только о содержании и ремонте дорог. А как же быть с их реконструкцией и строительством?
– Дело в том, что львиная доля из 15 миллиардов рублей, предназначенных на эти цели федеральным бюджетом, направляется в первую очередь в Читу, Хабаровск и Санкт-Петербург. И оставшиеся крохи распределяются по другим регионам.
Однако помимо бюджетного финансирования Центр помогает регионам в виде субвенций и субсидий. Так, в нынешнем году Татарстану выделяется 511 миллионов рублей, из них 475 миллионов – на строительство второй очереди камского мостового перехода в районе села Сорочьи Горы, остальное – на ремонт уличной сети. Если бы не возводился мост, эти деньги можно было бы использовать на строительство и реконструкцию дорог. Но, согласитесь, мостовой переход тоже нужен.
– Если проанализировать состояние дорожного хозяйства пяти регионов, курируемых вашим управлением, какое место занимает Татарстан?
– Скорее всего, третье. Из пяти регионов наиболее благополучная в этом отношении Республика Коми. Во многом благодаря тому, что в одном из ее городов – в Ухте – производится хороший битум. За Коми следует Удмуртия. Самые плохие дороги в Кировской области.
Из дорог федерального значения, расположенных в Татарстане, в худшем состоянии трасса Казань-Оренбург. На челнинской трассе делается очень многое, и республика выделяет на ее ремонт и реконструкцию немалые средства. А оренбургская дорога доселе находилась на втором плане, поэтому на ней очень много опасных участков. Тем более с вводом камского мостового перехода резко возросла интенсивность движения по данной автотрассе. Что, конечно же, не улучшает ее состояние…
В заключение нашей беседы хотелось бы все-таки отметить, что в последние годы содержанию дорог и федеральное правительство, и татарстанское уделяют очень большое внимание. И это правильно, поскольку дорога, как женщина, без профилактических процедур быстро стареет. И тогда затраты на нее увеличиваются в кратном размере.
Интервью взяла