В минувшую среду Правительство республики, главы администраций и руководители крупных предприятий выполняли “контрольную работу” по заранее заданной теме: итоги работы реального сектора экономики в первом полугодии нынешнего года, прогноз на 2003-2004 годы и решение проблемы занятости населения (именно так звучала повестка дня расширенного заседания Кабинета Министров РТ). Собравшиеся в зале солидные люди отличались от учеников только возрастом, в остальном они сильно походили на школьников: кто-то хорошо подготовился к проверке, кто-то хуже, кто-то понадеялся на русское “авось”. Учитель же (а им, понятно, был Президент РТ Минтимер Шаймиев) спрашивал не только по учебнику (заранее написанным докладам), он “гонял” по всей программе, поднимая с мест всех подряд. Тут сразу и выяснялось, кто просто “зубрил” урок и документы, а кто понимал, о чем говорит, и не ограничивался школьной программой. В зале были и примерные отличники, которые вопреки ситуации рвались продемонстрировать свои знания (с трибуны, естественно), были и неуспевающие, им пришлось покинуть сцену, несмотря на то, что учитель слишком долго проявлял снисхождение к их неубедительным ответам.
Растем медленнее, чем могли бы
В целом итоги работы промышленности в первом полугодии, они прозвучали в докладе вице-премьера – министра экономики и промышленности Алексея Пахомова, можно оценить как положительные. Республика сработала на уровне прогнозов: индекс физического объема к первому полугодию 2002 года составил 104 процента, к 1990 году – 90,9 процента. Наибольший прирост производства достигнут в нефтяной, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетике. Допущен спад в пищевой и легкой промышленности.
Похоже, темпы роста производства сегодня мало удовлетворяют Президента. Нас могут обогнать регионы, которые наметили для себя приоритеты и уделяют им первостепенное внимание. Именно поэтому в последнее время Минтимер Шаймиев очень часто говорит о так называемых “точках роста”. Активная работа в нескольких главных направлениях как раз позволит сделать заметный рывок. Такие “точки” уже определены. В первую очередь – нефтехимия. В республике уже завершается реализация нескольких проектов, которые заметно увеличат объемы производства. Как раз накануне совещания в ОАО “Нижнекамскнефтехим” запущено производство ударопрочного полистирола. На подходе – сдача в эксплуатацию производства синтетических масел.
Многие предприятия нефтехимического комплекса работают с нарастающим итогом. Но
5-10 процентов роста – это сегодня мало, подчеркнул Президент. Объемы должны увеличиваться кратно – за счет новых бизнес-проектов. Благо нефть у нас пока под рукой и Правительство не планирует снижения объемов добычи.
“Наиль Гумерович, делайте самолеты!..”
Будущее Татарстана – за машиностроением, подчеркнул Президент. Постепенно встает на ноги КамАЗ, а поднять такую махину ох как непросто. Мы будем по-прежнему поддерживать и другие машиностроительные предприятия, в том числе и авиастроение. Недавно прочитал в газете, что Сбербанк России занимается строительством супермаркетов, заметил Президент. Банкиры хотят строить магазины, но не хотят строить самолеты. Для лизинга самолетов необходимо 5 млрд. рублей, таких денег страна найти не может, хотя прибыль Сбербанка в прошлом году составила 20 млрд. рублей. Зато для магазинов – находим. Но это же народные деньги, их необходимо использовать для блага народа, а супермаркеты можно строить и без народных денег. Это просто вызов какой-то. Но мы будем заниматься машиностроением. Наиль Гумерович, обратился Президент к генеральному директору Казанского авиационного производственного объединения Н.Хайруллину, делайте самолеты, может, до кого-нибудь потом дойдет, что для нас важнее.
С такой зарплатой не дотянем до прогноза
Правительство не удовлетворено темпами роста заработной платы. По прогнозу к концу года она должна составить 4400 рублей, сегодня – 4135. Это 94 процента к планируемому показателю. У нас нет препятствий для снижения темпов роста доходов населения. Другое дело, что в республике развивается серый рынок труда, на котором господствует конвертовая система оплаты. В нынешнем году впервые доходы на душу населения сравнялись с зарплатой, а ведь доход исчисляется и на младенца, и на старика. Следовательно, люди получают средства из других – неофициальных – источников, деньги идут мимо бюджета и Пенсионного фонда. Сегодня на сером рынке подрабатывает более 300 тысяч человек, такая форма расчетов, похоже, устраивает и работодателей, и наемную силу, поэтому и официальная зарплата выглядит так скромно. В любом случае с этим явлением предстоит бороться, чтобы высветить реальную картину. А чтобы доходы выходили из тени, необходимо активнее развивать систему кредитования. Народ должен брать кредиты по каждому случаю, настаивал Президент, тогда пойдет активное развитие и сферы услуг, и малого бизнеса. А то мы раз-
виваем предпринимательство сверху, а снизу – нет спроса. Такое движение не может быть односторонним.
Что такое 46 миллионов рублей для КамАЗа?
В своем выступлении министр финансов РТ Радик Гайзатуллин отметил, что, хотя прогноз по доходам бюджета в первом полугодии выполнен на 108 процентов, ряд крупных предприятий не достигли прогнозных показателей по налогу на прибыль. В их числе – несколько независимых нефтяных компаний, ОАО “КамАЗ”, “Нижнекамскшина”, “Татспиртпром” и другие. По мнению министра финансов, предприятия намеренно прячут прибыль, списывая на нее необоснованные затраты.
Президент стал задавать вопросы вразбивку, поднимая с мест руководителей крупных предприятий. Прогнозные показатели не учитывают дефляторов, оправдывался генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин. Цены на металл, энергоресурсы растут быстрее, чем прогнозировалось. Отсюда и низкая прибыль…
За генерального директора “Нижнекамскшины” держал ответ Шафагат Тахаутдинов, генеральный директор “Татнефти” (нефтяная компания – главный акционер этого предприятия). Смотреть нужно не на отставание по налогу с прибыли, а на процесс оздоровления шинного производства в целом. Нефтяники взяли это предприятие с убытками в 1,5 млрд. рублей, а сегодня получено 287 млн. рублей прибыли, дотации государства остались в прошлом, выпуск шин составил 5 млн. штук в год. Глава “Татнефти” чувствовал себя уверенно еще и потому, что по решению совета директоров нефтяники, несмотря на сокращение прибыли, уплатили в бюджет столько, сколько было запланировано (а это на 10 процентов больше начисленных налогов).
Президент был недоволен еще и потому, что отставание по платежам было несоизмеримо малым по сравнению с возможностями крупных предприятий. Что такое 46 млн. рублей для КамАЗа? – спрашивал Минтимер Шаймиев. Это же рубли, не доллары… Об этих деньгах Президент напомнил Сергею Когогину и когда тот получал диплом “Лучшего экспортера Республики Татарстан в 2002 году”: бюджет не должен страдать из-за дефляторов…
Олигархи попали в Татарстан по ошибке?
“Двойку” получили и руководители предприятий, допустивших долги по платежам в Жилищный фонд. Таких набралось немного: “Татавтодор”, “Алнас”, “Химокам”, “Элекон”, “Интелсет”, КОМЗ. С каждым генеральным был особый разговор. Почему “Алнас” задолжал Жилищному фонду 25 млн. рублей? Олигархи (предприятие купила московская компания) попали к нам по ошибке, заметил Президент, они еще не знают Татарстан. Мы сделаем все, чтобы строилось жилье. Программа ликвидации ветхого жилья – это наш нравственный долг перед людьми. Сколько бы мы ликвидировали трущоб – по одному-два дома в год, если бы не решились пойти на этот шаг. И мы завершим эту программу, затем начнем ипотеку, не дожидаясь федеральных законов. Какие формы нам будут удобны, так и будем работать.
Платить в Жилищный фонд будете, пока я не скажу “хватит”, пошутил Президент. Но в шутке была своя правда: программу необходимо в следующем году завершить, останавливаться на полпути нельзя, а без поддержки промышленных предприятий не обойтись.
Зал не выдержал и зааплодировал
Похоже, проблемы занятости в нынешнем году выходят на первый план. Промышленные предприятия, считая каждую копейку, освобождаются от лишних людей, новые рабочие места создаются медленно, поэтому и растет армия безработных. Официально их – 25 тысяч человек, но еще 309 тысяч человек перебиваются работой на сером рынке. Следовательно, безработных у нас – 334 тысячи, нужно смотреть правде в глаза. Как решить проблему занятости, что делать с серым рынком, как и где создавать новые рабочие места? Ответы именно на эти вопросы хотели услышать участники заседания от министра труда и занятости Бориса Захарова. Однако его доклад лишь констатировал известные факты. Вернуть разговор в конструктивное русло не раз пытался Президент, задавая наводящие вопросы. Но – тщетно. Через сорок минут зал не выдержал и… захлопал, предлагая министру покинуть трибуну. Вопросы так и остались без ответа.
Нужны ли нам рабочие с высшим образованием
Министр труда и занятости предложил – сократить набор в высшие учебные заведения, поскольку выпускников с высшим образованием некуда трудоустраивать. Зато в республике не хватает рабочих массовых специальностей, нужно усилить профориентацию в школах. С таким подходом не согласились Алексей Пахомов и ректоры вузов. Высшее образование – это основа цивилизованного общества. Кроме того, на многих предприятиях выпускники вузов трудятся на рабочих местах. Не только потому, что зарплата выше. Дело в том, что рабочий сегодня и 20 лет назад – две большие разницы. Сегодня на том же вертолетном заводе работнику цеха требуется инженерный взгляд на свое задание, в “Казаньоргсинтезе”, “Нижнекамскнефтехиме” используются такие технологии, что ПТУшного образования явно недостаточно. Крупные супермаркеты и магазины бытовой техники принимают на работу продавцов с высшим образованием – чтобы те могли объяснить покупателям преимущества или недостатки пылесоса или телевизора. Если молодежь хочет учиться, а у республики есть возможность помочь ей получить образование, значит, нужно дать молодежи шанс.
По Татарстану бродит… призрак
После трех докладов Президент предложил определиться с выступлениями в прениях. Записалось восемь человек. Учитывая усталость зала (заседание длилось больше трех часов), выступающие отказывались от слова. Каждый отказ встречался аплодисментами. Взять назад свою заявку не захотел лишь председатель Комитета РТ по антикризисному управлению Алексей Семин – “отличники” не привыкли останавливаться на полпути. Алексей Семин начал так:
– Призрак бродит по Татарстану, призрак… банкротства…
Дело в том, что по новому законодательству инициаторами процедур финансового оздоровления теперь могут выступать только министерства и ведомства. Однако они не спешат этим заниматься, в итоге – не сокращается число убыточных предприятий (хотя по докладу Алексея Пахомова как раз наоборот). Поэтому Алексей Семин предложил изменить порядок инициирования процедур финансового оздоровления, иначе мы ежегодно будем терять прибыльные предприятия.
Завершая разговор, Президент РТ посоветовал участникам заседания осмыслить все сказанное. Словом, дал задание на дом – работу над ошибками.