На чем мы будем летать – на “Боингах” и “Эрбасах” или все- таки на “Туполевых” и “Ильюшиных”? Именно в такой плоскости был поставлен вопрос на вчерашнем заседании секции “Роль инноваций в формировании промышленной политики”. Здесь собрались те, кто напрямую связан с отечественным авиастроением. Состоявшийся диалог во многом повторял дискуссию прошлых лет, развернувшуюся между тогдашним премьером РТ Фаридом Мухаметшиным и маршалом Евгением Шапошниковым. Тогда вопрос был поставлен ребром: “Боинги” или “Ту”? Тот разговор в какой-то мере притормозил закупку “Аэрофлотом” американских машин.
Сегодня подобная дискуссия в общероссийском масштабе не ведется, хотя Правительство России сняло пошлины на ввоз самолетов иностранного производства и “Аэрофлот” осуществляет намеченную несколько лет назад закупку техники. И авиастроители, и политическая элита спокойно проглотили тот факт, что федеральные власти своими решениями как бы поддерживают иностранного товаропроизводителя, а конкретно – “Боинг”, который в поддержке России как бы и не нуждается: его всеми силами поддерживает администрация США.
Более того, как следовало из выступления советника Премьер-министра РТ Назира Киреева, федеральные власти делают все для того, чтобы в стране вообще не появлялась новая авиационная техника. Лучше всего это видно на примере авиастроительного комплекса Татарстана. Взять хотя бы Казанский вертолетный завод. Практически все его новые машины – МТВ-5, “Ансат”, “Актай”, “Ми-38” – разработаны и осваиваются за счет средств предприятия. Осваиваются медленнее, чем хотелось бы, потому что собственных финансовых ресурсов у завода маловато. Если бы была помощь государства, дело пошло быстрее. Более того, федеральный центр не поддерживает КВЗ и через систему госзаказа. Новый вертолет МТВ-5 закупают зарубежные страны, но ни одной подобной машины нет в Вооруженных Силах России. Наши военные летчики летают на чем угодно, только не на новой технике. Между тем МТВ-5 по своим техническим характеристикам превосходит зарубежные аналоги.
Другой пример – Казанское моторостроительное производственное объединение. Опять же за счет собственных средств КМПО освоило двигатель НК-93. Он на 15 процентов экономичнее ныне существующих. Предприятие освоило выпуск двигателя Аи-22 для нового регионального самолета “Ту-324”. Но сегодня Правительство России заморозило этот самолет, объясняя свою позицию тем, что нужно посмотреть и украинскую машину “Антонов”, и новую модель “Боинга”…
Судьба “Ту-324” – это целая эпопея, которая неизвестно чем закончится. Эту машину разработало ОКБ “Туполев”, она должна была прийти на смену “Ту-134” и “Як-40”. Для создания этой машины было привлечено 70 млн. долларов. Имеется вся документация, причем в компьютерном виде. Имеется современный двигатель. Осталось только собрать самолет и поставить его на испытания. Причем имеется 60 соглашений с авиакомпаниями, которые проявили интерес к этой машине. Однако Правительство РФ предлагает объявить в 2006 (?) году конкурс на новый региональный самолет.
Между тем в России различные авиакомпании закупают в год в общей сложности 23 новые машины. Если разместить этот заказ на ныне действующих отечественных авиазаводах, то они были бы загружены на пять лет вперед. Федеральная программа развития авиастроения предусматривает выделить на освоение новой техники (самолеты, вертолеты, двигатели) всего 100 млн. долларов. Казанскому заводу (при справедливой дележке) может перепасть около 15 млн. долларов. Но республиканский авиапром уверен: КАПО не перепадет ничего, будем по-прежнему осваивать новые машины за счет средств предприятия, лизинговой компании и республиканского бюджета, хотя это предприятие выиграло конкурс на финансовую поддержку со стороны Правительства. Можно ли после всего этого верить Москве, задал риторический вопрос Назир Киреев.
На этот вопрос попытался ответить Рифкат Шайхутдинов, генеральный директор Главного агентства воздушных сообщений России. Правительство – не враг собственному народу и авиационным предприятиям. Если оно освобождает авиакомпании от таможенных пошлин и не поддерживает напрямую отечественные предприятия, значит, на то есть причины, сообщил г-н Шайхутдинов.
Во-первых, наши казанские “Ту-214” при нынешних объемах производства экономически нерентабельны, они не окупятся за положенное время, они имеют слишком высокую цену. К тому же налицо сокращение пассажиропотока. В 1991 году в России было 86 млн. пассажиров, теперь – 22 млн. человек. Добавим, что новые машины требуют доработки, авиакомпаниям приходится тратить силы на их доводку. Так что выгоднее купить “Боинги”, тем более что эта американская компания снизила цену на самолеты с 35 до 22 млн. долларов, и окупятся затраты быстрее.
Но цена импортных машин ниже прежде всего за счет отмены таможенных пошлин, возразил Назир Киреев. По сути, российское Правительство подарило зарубежным производителям самолетов более 700 млн. долларов (это сумма пошлин). Если бы не этот шаг, российские и американские машины сравнялись бы по цене.
Представитель Казанского филиала ОКБ “Туполев” опроверг данные о том, что “Ту-214” неэффективен при эксплуатации. Самолет такого класса имеет налет 1200 часов в год, “Ту-214”, эксплуатируемый “Дальавиа”, провел в воздухе в полтора раза больше времени, чем аналогичный “Боинг”, и перевез 200 тысяч пассажиров. Более того, эта компания готова закупить еще 4 подобные машины. А неэкономичную авиатехнику частная компания-перевозчик приобретать не будет.
Этот спор напоминал дискуссию слепого с глухим. Более того, г-н Шайхутдинов на вопрос “Какие машины будут летать в нашем небе в ближайшее время?” – ответил другим вопросом: “А что плохого, если в нашем небе будут летать “Боинги”?” После этого продолжать дискуссию было бесполезно. Москва уверена, что новая авиатехника России пока не нужна. Генеральный директор Главного агентства воздушных сообщений перевел вопрос в другую плоскость: сегодня нет смысла осваивать новые пассажирские машины, если есть возможность модернизировать старые “Ту-154” и “Як-42”. Увеличив ресурс этой техники лет на 15-20, мы можем спасти авиапарк компаний-перевозчиков. Следовательно, Россия может отказаться от заводов, осваивающих новые самолеты, поддерживать нужно предприятия, которые модернизируют старые машины. Понятно, что в этой ситуации никто не будет вкладывать деньги в КАПО, поскольку объединение строит работу исключительно на освоении новой техники – “Ту-214”, “Ту-324”, “Ту-334”. Поэтому логичнее переориентировать предприятие на выпуск отдельных агрегатов. Словом, приплыли…
Россия без авиации жить не может, подытожил дискуссию вице-премьер – министр экономики и промышленности Алексей Пахомов. Эффективность новых машин потому и низка, что государство не поддерживает авиационные заводы и не собирается это делать впредь. Хуже всего то, что конструкторы авиатехники стареют, их средний возраст – за 60 лет. Еще год-два, и некому будет создавать новые самолеты. А молодежь в эту отрасль не пойдет, потому что низка зарплата и нет никакой гарантии, что предложенные конструкторские разработки обретут реальное воплощение.
Уже после дискуссии мне удалось дозвониться до генерального директора КАПО имени Горбунова Наиля Хайруллина. Задала всего лишь два вопроса:
– Наиль Гумерович, как бы отреагировали власти США, если бы одна из американских компаний закупила зарубежные самолеты, скажем, “Ту-214”?
– Этой авиакомпании уже не существовало бы в природе. Конгресс США, наоборот, принял решение о всяческой поддержке “Боинга”, который попал в трудное положение после событий 11 сентября.
– А как отреагировали бы американцы, работающие на заводах “Боинга”, если бы власти США отменили пошлины на ввоз иностранных самолетов?
– Они бы не стали голосовать за президента, который это допустил.
Вместо послесловия. Подобная позиция федерального Правительства проявляется не только в области самолетостроения. Мы распахнули двери для производителей импортных автомобилей, продовольствия, медицинских инструментов, лекарств… Спросите руководителя любого предприятия, и он скажет, что его зарубежные конкуренты чувствуют себя на российском рынке как у себя дома, но делают все, чтобы аналогичные российские предприятия никогда не попали на рынки их собственных стран.