Будущее – за малым бизнесом

В начале девяностых годов в нашей стране началась объявленная Правительством жилищно-коммунальная реформа.

information_items_1347366590

В начале девяностых годов в нашей стране началась объявленная Правительством жилищно-коммунальная реформа. Большинство наших сограждан пока воспринимают ее как напасть, считая, что она опустошит их кошельки, а возможное улучшение качества услуг – это всего лишь слова. Но просвет все же есть: в Хабаровске проведен уникальный эксперимент.


На Всероссийской конференции “Бизнес-инкубирование и приоритеты муниципальной политики” настоящей сенсацией стало выступление Татьяны Ярославцевой – представителя фирмы “Управленческое консультирование и защита интересов граждан” (город Хабаровск). На ее базе проходил апробацию некоммерческий проект под названием “Частный бизнес в ЖКХ”, автором которого является госпожа Ярославцева.


Цель проекта – отработать модель бизнес-инкубатора для ЖКХ и исследовать проблемы частного бизнеса, возникающие при вхождении его на рынок жилищно-коммунальных услуг. Проект предусматривает разработку договора, заключаемого в интересах потребителя услуг, и поиск новых форм поддержки малого предпринимательства, входящего на рынок работ и услуг для ЖКХ.


Реализация проекта началась в 2000 году, первая его часть была завершена в январе 2002 года. В результате эксперимента удалось отработать модель бизнес-инкубирующей организации для реализации муниципалитетами специальных программ с участием частного бизнеса и разработать договоры для всех участников рынка ЖКХ. Анализ проблем вхождения частного бизнеса на данный рынок услуг позволил направить ряд предложений в муниципалитет города Хабаровска.


Первая часть проекта предусматривала обслуживание нескольких многоквартирных домов в городе Хабаровске частным предприятием. Он проходил под пристальным вниманием средств массовой информации и общественности. К новой форме обслуживания присматривались не только жители домов, участвующих в эксперименте, но и представители частного бизнеса. Первые были готовы ко всему – как к беспределу, так и к улучшению качества услуг, а для вторых было важно понять, допустят ли монополисты и муниципальная власть к рынку жилищно-коммунальных услуг частника.


По словам Татьяны Ярославцевой, сегодня в жилищно-коммунальной сфере не создано условий для эффективной деятельности частного бизнеса и реальной ее оплаты. В отрасли нет стабильности, а система управления не отвечает рыночным условиям.


Что же мешает частным предпринимателям?


Уже на первом этапе вхождения на рынок жилищно-коммунальных услуг субъектам малого предпринимательства необходимо иметь информационную, методическую и консультационную поддержку для преодоления административных ограничений (конкурс, согласования, лицензирование и т.д.). Но органы муниципального управления не имеют функциональных обязанностей по оказанию информационно-методической и консультационной помощи частным предпринимателям, изъявившим желание работать в этой сфере. Кроме того, представители муниципальных структур не желают предоставлять предпринимателям информацию о нормативно-правовых актах, действующих в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и регламентирующих деятельность в области ЖКХ.


Все это, как и существующий здесь монополизм, тормозит развитие конкуренции в сфере ЖКХ. Монополизм не дает развиваться и договорным отношениям. Отсутствие системы контроля и независимого аудита в системе государственного и муниципального управления влияет на реальное ценообразование, что приводит к отсутствию ответственности перед потребителем жилищно-коммунальных услуг и ведет к напряжению социальной обстановки. Население не может реализовать свои права на выбор исполнителей качественных услуг.


Другая проблема, актуальная не только для сферы ЖКХ: подготовка квалифицированных кадров новой формации. Так, реформа ЖКХ предусматривает изменение кадровой политики только в области муниципальных предприятий, а частного сектора она не касается вообще.


Потому задачей хабаровского проекта стали не только исследования, но и подготовка молодых специалистов, которые смогли бы работать в новых условиях.


Для реализации проекта было организовано 000 “Управленческое консультирование и защита интересов граждан”, которое заключило ряд соглашений с учебными заведениями разного уровня – техникумами, училищами, вузами. В процессе прохождения практики студенты могли быть направлены в фирму на стажировку в реальных условиях. Этими соглашениями воспользовались лишь немногие учебные заведения Хабаровска. Группа стажеров оказалась небольшой, поскольку учебные заведения не заинтересованы в том, чтобы выпускать специалистов, адаптированных к реальным условиям, и не обязаны их трудоустраивать.


Договор фирмы с городским центром занятости оказался более удачным. Он позволил выпускникам учебных заведений, не нашедшим рабочих мест в течение первого года после выпуска, пройти профессиональную подготовку на производственной базе частной фирмы по специальности “менеджер по содержанию и эксплуатации жилищного фонда”.


Стажеры, имевшие направление, проходили подготовку на фирме, а стипендию получали от городского центра занятости населения. Это стало возможным благодаря городской программе “Молодежная практика”.


Так началась реализация проекта по отработке модели бизнес-инкубатора для отрасли ЖКХ.


После завершения подготовки стажер прикреплялся к конкретному участку, где доказывал свою готовность к самостоятельной работе. Только после этого он получал полную самостоятельность. Ему помогали зарегистрироваться в качестве физического или юридического лица. При этом новоиспеченный предприниматель заключал договор о консультационном сопровождении на льготных условиях в течение года с управленческой фирмой-инкубатором.


Важно еще и то, что задуманный проект оказался не очень затратным: на закупку необходимого для работы молодых специалистов инструментария потребовалось 30 тысяч рублей. Финансирование работ в жилых домах осуществлялось обычным порядком (оплата жильцами через службу заказчика).


На обслуживании находились четыре дома, построенные в 1956 и 1963 годах. Из проживающих в них 400 человек 366 пользовались льготами. Началом технической эксплуатации стало проведение осмотра и инвентаризации инженерных систем и конструкций, в результате которых выявились многочисленные проблемы, не решавшиеся годами. Разумеется, здания были в совершенно запущенном состоянии, так что адаптация стажеров проходила действительно в реальных условиях.


Молодые специалисты решили не латать дыры, а менять систему на базе существующего на данный момент финансирования, то есть реальной квартплаты. Дотаций бюджет не дал, льготного обеспечения не было, но было понятно, что даже тех средств, которые платят квартиросъемщики, при правильной организации работ вполне хватает.


Главный вопрос, интересующий жильцов: не происходит ли повышение квартплаты?


Зарплата работников частной фирмы не повлияла на тариф, установленный муниципалитетом, хотя она была выше, чем у работников муниципальных предприятий. Размер их зарплаты зависел только от объема и качества работ, от культуры обслуживания и составлял 3-5 тысяч рублей. Как уже говорилось, эксперимент был начат с инвентаризации и осмотра дома, что позволило оценить реальные расходы. Татьяна Ярославцева считает, что это помогает также снизить дальнейшие платежи квартиросъемщиков. “Допустим, сегодня в ремонт дома вы вложили сумму в несколько раз большую, чем позволяет тариф муниципалитета. По мере снятия проблем объем средств, необходимых для ремонта, будет сокращаться. Для работ по капитальному ремонту следует установить целевой сбор и аккумулировать средства на специальном счете конкретного дома, полностью подконтрольном жильцам. С согласия жильцов этими деньгами можно пользоваться для поддержания дома и инженерных систем в надлежащем порядке, что уменьшит необходимость капитального ремонта, отсрочит его и увеличит жизнеспособность дома”.


По мнению Татьяны Ярославцевой, будущее в сфере ЖКХ – за малым предпринимательством. Деятельность частного бизнеса в отрасли ЖКХ законодательно не запрещена, хотя и не конкретизирована.


Г-жа Ярославцева считает, что граждане положительно отнесутся к предпринимателю, работающему серьезно и добросовестно, но такого предпринимателя обществу надо еще вырастить – сам он не может возникнуть из системы, существующей сегодня.


Михаил РЯЗАНИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще