Будем строить по-новому?

Строительная отрасль действительно становится индикатором развития общества.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Строительная отрасль действительно становится индикатором развития общества. Чем больше башенных кранов виднеется над городом, тем он благополучнее, – это уже постулат. Именно строители являются главными исполнителями социально значимой программы ликвидации ветхого жилья в республике. А через полтора года, после ее завершения, начнется реализация другой программы – ипотечного кредитования жилищного строительства. В принципе, подготовка к новому проекту идет полным ходом. Правительством РТ разработана концепция ипотеки и поддержки жилищного строительства, создано республиканское ипотечное агентство.


Но готова ли стройиндустрия Татарстана к решению новых задач? Каковы ее болевые точки? Что происходит сегодня в отрасли? Об этом наш разговор с заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Марсом ГАЗИЗУЛЛИНЫМ.


– Программа ипотечного кредитования требует качественно другого уровня жилищного строительства, – считает Марс Мулланурович. – Человек, который тратит на приобретение квартиры собственные средства, по-другому относится к качеству жилья. Его интересуют не только объемно-планировочные решения и наличие удобств в доме, но и долговечность, надежность жилища. И низкие эксплуатационные расходы на него, ведь стоимость жилищно-коммунальных услуг постоянно растет. Поэтому мы ставим перед собой задачу – улучшить вышеперечисленные критерии.


– Но в одночасье этого не достигнуть. Тем более что многие годы к качеству строительства были весьма существенные нарекания…


– Для начала нам нужна комплексная целевая программа, с помощью которой мы смогли бы планомерно решать все проблемы. По капиталоемким базовым отраслям, которые окупаются не скоро, господдержка просто необходима. Например, сегодняшнее панельное домостроение отличается высокими теплопотерями. Однако наши проектировщики связаны каталогом типового панельного домостроения и не могут сделать шаг в сторону. Допустим, в Финляндии выпускаются панели типа “сэндвич” – слоистые, более гибкой формы. Такое производство налаживается и в России – в Москве, Санкт-Петербурге. И в Татарстане есть соответствующие мощности – в Нижнекамске, Набережных Челнах, Казани. Только их нужно модернизировать.


Ну а вообще без панелей не обойтись. Уже запроектированы дома в двадцать пять этажей. Представляете, что значит возводить их полностью кирпичной кладкой – это трудоемко и долго.


Также необходимо расширять производство стеновых материалов, которые обеспечили бы однородную конструкцию стен, соответствующую норме по теплозащите. С этим у нас возникли серьезные проблемы, когда в 1998 году были приняты новые СНиПы по теплотехнике. Мы встали перед дилеммой. Если строить из местного кирпича и при этом придерживаться новых требований, то стены нужно класть толщиной 1,2 метра. Поэтому пришлось использовать утеплитель, в результате появились трехслойные стены. Но если срок службы кирпичного дома составляет сто лет, то с утеплителем – гораздо меньше. Поэтому мы озадачились производством ячеистого бетона, паризованной керамики, которые позволяют возводить стены однородной конструкции и без утеплителя, при этом не отклоняться от нормативов.


Сейчас приступили к разработке территориальных строительных норм в республике, согласно которым планируется отсечь применение некачественных материалов. И нацелить строителей на использование системы, обеспечивающей надежность, долговечность, низкие эксплуатационные нагрузки строений.


– А не приведет ли это к росту предприятий-банкротов? Судя по информации, озвученной на коллегии министерства, ситуация в строительной отрасли не слишком обнадеживающая. 253 организации закончили прошлый год с убытком. По сравнению с предыдущим годом количество убыточных предприятий увеличилось на девятнадцать процентов. Снизилась прибыльность отрасли…


– Действительно, по многим предприятиям можно начинать процедуру банкротства. Эта тенденция характерна в целом для России. И основные причины происходящего – в неритмичном финансировании программ, низком уровне менеджмента стройиндустрии, высокой себестоимости работ, излишней энергоемкости отрасли, незагруженности предприятий в полном объеме.


Зачем держаться за ненужное имущество, содержать его? Не лучше ли перепрофилировать организации? К примеру, ОАО “Татэнерго” приняло программу управления издержками, в соответствии с которой планомерно снижает свои затраты. В строительных организациях, к сожалению, этим никто не занимается. Я был поражен тем, что в Москве себестоимость панельного домостроения немногим выше, чем в Татарстане. А у московских строителей средняя зарплата одиннадцать тысяч рублей. За счет чего?..


Стройкомплексу катастрофически не хватает специалистов. Руководители предприятий говорят: нам нужны арматурщики, плотники и так далее. А местные учебные заведения оперативно не реагируют на спрос. В итоге дирекции вынуждены отправлять работников на обучение в другие регионы и страны. Предприятия готовы платить за то, чтобы их специалисты обладали не просто общепрофильными знаниями, а владели конкретными современными технологиями.


– Марс Мулланурович, но ведь постоянно звучит информация, что строительные фирмы осваивают производство той или иной продукции. Значит, движение вперед все-таки есть?


– Ну а как же без этого? За последнее время три предприятия начали выпускать длинномерные железобетонные изделия – плиты длиной до двенадцати метров. Появились мощности для производства ячеистого бетона, цветного облицовочного кирпича (на челнинском и казанском силикатных заводах). Все это дает архитекторам возможность более творчески подходить к планированию. Уже есть предприятия, которые выпускают современные кровельные материалы на основе битумов – металлическую кровлю, черепицу, профнастил. Между прочим, сразу почувствовался эффект от использования этой продукции – на строительном рынке появилась конкуренция.


Также в Столбищах строится завод сухих смесей. Некоторые фирмы осваивают технологию монолитного домостроения.


– Вы говорили о недозагруженности предприятий. В то же время на строительном рынке республики работают двенадцать иностранных компаний, в основном турецких…


– Реалии таковы, что сегодня даже к программе ликвидации ветхого жилья привлечь строительную организацию весьма проблематично – мало желающих. Солидные предприятия занимаются в основном коммерческими объектами, строят развлекательные комплексы, магазины и прочее. Хотя сегодня по антитрущобной программе деньги выплачиваются вовремя, чего раньше не было и строители по полгода ждали, когда с ними рассчитаются. Начиная с января ежемесячно выделяется по 200-300 миллионов рублей. Однако зачастую предлагают свои услуги фирмы, которые никогда не возводили многоквартирные здания – ограничивались коттеджами. Как им доверить реализацию программы?


А иностранные компании владеют передовыми методами строительства. У них большой опыт в управлении крупными проектами. Те же турецкие фирмы строят быстро и дешево.


В прошлом году мы рассчитали, какова должна быть себестоимость одного квадратного метра “программного” жилья. И заранее предупреждали предприятия: по индивидуальным домам расценки не должны превышать 9,5 тысячи рублей за “квадрат”, а по панельным – не дороже восьми тысяч. Кого-то не устраивают такие цены? Увы, больше платить за социальные квартиры государство не может. Идея заранее рассчитывать показатель стоимости и регулировать его на этапе проектирования объекта пришла после того, как одна организация запросила за конкретный дом пятнадцать тысяч рублей за квадратный метр жилой площади. Оказалось: не столько фирма меркантильная, сколько имело место неэффективное проектное решение. Общая жилая площадь составляла всего семьдесят процентов от площади дома, остальные “квадраты” приходились на незадымляемые лестничные клетки, широкие подъезды и прочее. То есть дом больше подходил под категорию элитного жилья. Поэтому мы просто отказались от этого проекта.


А для повышения конкурентоспособности наших организаций министерство предлагает им объединяться в холдинги, корпорации, ассоциации, дабы сложить финансовый, мозговой потенциалы. И на более серьезном уровне организовать свою работу.


– В цивилизованных странах наличие сертификата качества – обязательное условие.


– Есть планы постепенного внедрения в каждую строительную организацию системы управления качеством и дальнейшей сертификации по системе ИСО-9000. В шестидесяти странах мира такой сертификат действует на уровне государственных стандартов. Он является своего рода визитной карточкой любой компании.


Москва уже со следующего года намерена не допускать к заказам предприятия, которые не имеют данной системы и сертификата. Мы планируем – с января 2005 года.


– Чем конкретно сегодня заняты татарстанские строители?


– Реализацией ряда федеральных и республиканских инвестиционных программ. По программе социально-экономического развития республики ежегодно 2,5-3 миллиарда рублей капвложений идет на строительство объектов социально-культурного назначения и жилья для ветеранов. Программой подготовки к тысячелетию Казани запланировано 113 мероприятий, в каждом из которых предусмотрено возведение или реконструкция от одного до трех объектов. Однако есть проблема с финансированием, поскольку окончательно не решены вопросы кредитных ресурсов под гарантии Правительства России.


Тем не менее ведется реконструкция театра оперы и балета имени Джалиля. Президент Татарстана жестко сказал, что без этого театра мы не будем праздновать тысячелетие Казани. В работе также столичная ратуша – бывший Дом офицеров. Пристрой к зданию мэрии, мечеть Кул Шариф. Введена первая очередь Баскет-холла. Ближе к осени этот объект должен быть полностью сдан. Возводится комплекс объектов КГУ. Здесь нужно поторопиться, поскольку в следующем году будет отмечаться двухсотлетие университета.


Что касается многострадальной гостиницы на Ибрагимова-Чистопольской, часть ее уже демонтировали. С одной стороны здания должен появиться торговый комплекс, с другой – офисный бизнес-центр.


– Какова судьба Дома Правительства? То, что старый объект демонтировали, это известно. Но поговаривают, будто на его месте будет построено здание для “Газпрома”.


– Слухи необоснованны. Здесь будет Дом Правительства, и ничто иное. Причем в основе нового проекта лежит историческая идея проектировщиков прежнего здания (появившегося на площади Свободы более сорока лет назад) – главного архитектора республики Павла Саначина и главного архитектора Казани Георгия Солдатова. На месте старого Дома Правительства появится высотное шпилеобразное здание, как и было задумано архитекторами изначально. Однако в 1962 году Дом (тогдашний Татарский обком КПСС) ввели в эксплуатацию в усеченном виде.


Объект этот проблемный. Когда его обследовали, то выявили на удивление низкую прочность раствора и кирпича, очень плохие фундаменты. Поэтому по зданию и пошли трещины. А согласно архитектурно-планировочному решению нужно добавить еще несколько этажей. Эксперты подсчитали затраты, и оказалось, что на усиление конструкции объекта нужны огромные средства – дешевле построить новый.


Сейчас закладывается фундамент, забурены сваи длиной шестнадцать метров и диаметром 1,2 метра.


– И кому доверят строительство Дома Правительства?


– Скорее всего, иностранной компании, возможно, финской – такой вариант рассматривается. В составе “Татстроя” есть одно подразделение, которое занималось подобными объектами, – это строительно-монтажная фирма-2 (строила, к примеру, Большой концертный зал имени Сайдашева), но у нее сейчас другие важные дела. Пока окончательное решение не принято.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще