Совет Федерации одобрил закон, предполагающий серьезные изменения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).
Я сторонник скорейшего внедрения режима СРП, чтобы каждый недропользователь смог воспользоваться механизмом наибольшего благоприятствования добычи нефти с минимальной себестоимостью и максимальной нефтеотдачей на пользу себе и государству. Однако не все так однозначно.
В Татарстане, который я представляю в верхней палате, действует 26 недропользователей. Структура остаточных запасов нефти такова, что 65 процентов от их величины составляют трудноизвлекаемые и высоковязкие. Степень выработанности активных запасов превышает 88 процентов. Тем не менее, республика добывает более 28 миллионов тонн нефти, значительную долю которой определяет добыча на Ромашкинском месторождении.
По основному продуктивному горизонту оно уже находится в поздней стадии разработки. Запасы девона выбраны на 91 процент, что влечет за собой весьма негативные последствия – падение добычи нефти, увеличение числа нерентабельных скважин. И это при наличии значительного объема остаточных, трудноизвлекаемых запасов второстепенных горизонтов. Однако они тоже могут быть задействованы. Хотя это и требует большого объема дополнительных мероприятий, но зато открывает новые возможности, казалось, утративших привлекательность месторождений. Однако реалии таковы, что в условиях действующей налоговой системы проведение огромного комплекса мероприятий с целью выработки остаточных запасов нереально. Именно по этой причине месторождение включено в перечень объектов с правом разработки на условиях СРП.
Важно понимать, что основным резервом для поддержания нефтедобычи на перспективу в Татарстане остаются мелкие месторождения, которые и являются объектами разработки более чем двух десятков малых независимых компаний. Эти месторождения характеризуются сложностью геологического строения, а следовательно, и трудноизвлекаемыми запасами. Себестоимость добычи нефти на территории республики сегодня в связи с необходимостью применения сложных технологий достаточно высока и требует новых финансовых вливаний.
Вот почему в сложившихся экономических условиях в старых нефтедобывающих регионах применение режима соглашения о разделе продукции наиболее целесообразно. Причем как для выработки старых крупных месторождений, так и для мелких. Как представляется, необходимо разграничить полномочия органов власти по подписанию соглашений со стороны государства. На федеральном уровне должны разрабатываться и подписываться соглашения по крупным месторождениям с большими запасами, требующими значительных инвестиций или находящимися в области шельфа. Полномочия же по подготовке и подписанию соглашений по месторождениям с запасами нефти менее 25 миллионов тонн лучше делегировать региональной власти. Интересы федерального бюджета будут защищены при подписании договора по разделу прибыльной продукции между разными уровнями бюджетов.
С целью получения реальной картины действия СРП в условиях ввода новой главы Налогового кодекса проведены сравнительные технико-экономические расчеты разработки Ромашкинского месторождения и небольшого по запасам Лангуевского на условиях применения СРП в двух вариантах: в рамках действующего законодательства и при условии ввода в действие нового варианта главы 26.4 Налогового кодекса “Системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции”.
Планируются большие изменения существующей налоговой системы. Вместо одного ресурсного налога – роялти, который дифференцировался по месторождениям в зависимости от геолого-технологических и экономико-географических условий разработки, появился налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,5, увеличивающий сумму отчисляемых налогов до раздела продукции. Изменится и состав расходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а ставка налога снижена с 35 до 24 процентов. Также предусмотрено взимание НДС на общих основаниях, тогда как ранее действовало освобождение от НДС работ и услуг подрядчиков.
Существенным вопросом для инвестора, переходящего на режим СРП на действующих месторождениях, является вопрос получения компенсации ранее произведенных затрат. В частности – возможность включения в объем возмещаемых затрат стоимости основных фондов, имеющихся на месторождении на дату заключения соглашения. В новой главе Налогового кодекса сделана отсылка решения данного вопроса на переговоры инвестора с государственной комиссией. Таким образом, этот пункт ухудшает положение инвестора. Кроме того, в действующем законодательстве затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) полностью включались в компенсационную продукцию. В новом законе – за счет дохода инвестора, но ему разрешается уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль в течение трех лет.
Итак, технико-экономические показатели на различных условиях разработки крупнейшего Ромашкинского месторождения (при условии компенсации инвестору ранее понесенных затрат) свидетельствуют, что отклонения в доходах бюджета и инвестора не превышают пяти процентов, что непринципиально и может быть связано с точностью расчета.
Таким образом, увеличилась доля остающихся налогов, с соответствующим уменьшением доли нефти для раздела между государством и инвестором. Если в действующем законодательстве при режиме СРП оставалось менее 30 процентов налогов, то новая глава 26.4 Налогового кодекса предусматривает около 50 процентов. В то же время действующая налоговая система по составу затрат, относимых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, приблизилась к режиму СРП.
Кроме того, ухудшается порядок исчисления и уплаты налогов по сравнению с нынешним законодательством, так как в нем исключено положение об освобождении от налога товаров, работ и услуг, предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, в том числе ввозимых на таможенную территорию РФ.
Отсюда вывод – принятие в такой редакции главы 26.4 Налогового кодекса значительно ухудшает положение инвестора, что автоматически делает для него непривлекательным режим раздела продукции при разработке как новых, так и при эксплуатации месторождений на поздней стадии эксплуатации. Общеизвестно, что геологоразведочный процесс носит долгосрочный и инерционный характер, требующий огромных капитальных вложений. Главным привлекающим инвесторов фактором выступает стабильность правовых и экологических условий на длительную перспективу, но и этого закон не гарантирует.
Сегодня сырьевая база России переживает не самые легкие времена. Величины прироста разведанных запасов неадекватны объемам добычи, а в структуре первых доминируют полученные за счет переоценки ранее открытых месторождений. В этой связи считаем целесообразным усилить работу по заключению соглашений и считать приоритетным их подписание для участков недр, включающих стадию поисково-разведочных работ с последующей разработкой месторождений.
В целях дальнейшего совершенствования пользования недрами в Татарстане в марте этого года Президентом РТ Минтимером Шаймиевым подписан Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции”. В списке значатся 29 месторождений.
Все месторождения характеризуются сложным геологическим строением. Низкопродуктивные, содержащие трудноизвлекаемые запасы нефти, величины извлекаемых запасов варьируют в среднем от одного до десяти миллионов тонн. Вовлечение в разработку этих месторождений имеет большое значение для социального развития республики. При их разработке будут созданы новые рабочие места.
Правительство республики готово предложить одно из таких месторождений в качестве модельного, чтобы на практике проверить эффективность добычи нефти на условиях раздела продукции. В дальнейшем могут быть выработаны механизмы соглашений о разделе продукции как для Волго-Уральской провинции, так и для всей России.
Ирина ЛАРОЧКИНА.
Член Совета Федерации, профессор, доктор геолого-минералогических наук.
(“Парламентская газета”).