В конце прошлого года Правительство республики в корне пересмотрело всю систему государственных заказов. Вскрытые нарушения заставили исполнительную власть сделать кадровые перестановки в Агентстве по госзаказу и навести порядок в распределении бюджетных средств. Что удалось сделать за последние семь месяцев, как теперь проводятся конкурсы и торги, все ли могут претендовать на право получения государственного заказа? Эти вопросы обсуждались в беседе нашего корреспондента с руководителем Агентства по госзаказу Яковом Геллером. Через несколько дней после этой беседы состоялась его пресс-конференция в Кабинете Министров РТ. Она была посвящена той же теме.
Прозрачная и открытая система
Чиновник не должен радеть о пользе государства, говорит Яков Геллер. Чиновник должен исполнять закон. А в Законе “О закупках продукции для государственных нужд в Республике Татарстан” четко и ясно говорится о “равноправии субъектов рынка и прозрачности информации о конкурсах и торгах”. Чтобы выполнить эту статью закона, агентство создало свой сайт, где выставлена вся информация о торгах. Там обнародованы абсолютно все закупки, производимые в республике (Яков Геллер клянется, что секретных закупок в Татарстане не производится). Причем одна и та же сделка “светится” в трех разделах: сначала – в планах конкурсов и торгов, затем – в результатах торгов, а потом – в реестре госзакупок, где приведена окончательная информация о том, кто, что, для кого и за сколько купил.
Кроме того, агентство выпускает раз в месяц собственный бюллетень, где изложена та же самая информация. Кто не в состоянии получить информацию через Интернет и журнал, может прийти в агентство, где бесплатно (!) предложат специальный календарь (он выходит два раза в месяц), в котором обозначены все планы по конкурсам и торгам. Календарь приобрел популярность: недавно в агентство заявились представители предприятия, выпускающего полотенца, и просили обменять этот самый календарь на свою продукцию. Они были несказанно удивлены, когда календари им выдали бесплатно…
Конечно, Геллер добивается прозрачности и открытости госзакупок не ради прозрачности и открытости. Цель тут одна: привлечь к торгам как можно больше участников, добиться максимальной конкуренции и, следовательно, – эффективности закупок и экономии государственных денег. Отчасти это удалось сделать. Коэффициент участия в торгах сегодня равняется 3,2 предложения на лот. В масштабах России это немного. Есть регионы, где подобный коэффициент выше (Бурятия, Москва, Санкт-Петербург). В среднем по России он составляет 4,5. Эта цифра – как раз тот ориентир, к которому стремится республика.
Конкуренция во время конкурсов и торгов, как и планировалось, позволила сэкономить средства. За пять месяцев – 70 млн. рублей, или 8,5 процента от всех закупок. Существенно изменились и формы закупок. Если прежде из единого источника приобреталось 70 процентов продукции, то теперь – 40. В России этот показатель равен 30 процентам. По словам Якова Геллера, к этому рубежу Татарстан придет к концу года. Стали активнее практиковаться открытые торги. Сегодня они составляют 22 процента (было – 5). Более того, агентство настаивает на том, чтобы в состав конкурсных комиссий входили представители участников торгов и чтобы они имели право голоса. Чтобы представители предприятий, претендующих на госзаказ, присутствовали при вскрытии конвертов.
Чтобы система работала, специалистов необходимо учить
В ходе работы комиссии, которая проверяла в прошлом году Агентство по госзаказу, выяснился интересный момент: очень часто, прикрывая собственную заинтересованность в победе той или иной фирмы на конкурсе, представители конкурсной комиссии заявляли, что они допустили оплошность по… незнанию. Чтобы, во-первых, отмести подобный аргумент, а во-вторых, сделать работу конкурсных комиссий более эффективной, Правительство приняло решение об обучении специалистов, которые принимают окончательное решение о госзакупках. Решено, что их учебу оплачивает бюджет. В прошлом году на эти цели было выделено 400 тысяч рублей, в этом году – один миллион. Обучение проходит на базе ТИСБИ, но лекции читают преподаватели из Института госслужбы и Академии народного хозяйства при Правительстве Москвы. Всего через систему обучения прошло уже около 400 человек. Теперь ссылки на незнание или неосведомленность не проходят: от подобных членов конкурсной комиссии просто освобождаются. Более того, принято специальное постановление Правительства, где за результаты госзакупок по отраслям отвечает персонально министр. Вот он пусть и думает, кому действительно можно поручить распределение государственных денег. Добавим, что такой подход возымел действие. По многим ключевым министерствам (Минздрав, МВД, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства) получена существенная экономия средств.
Цена – лишь третий по счету критерий
Общеизвестен классический пример, когда для русской армии во время турецкой кампании были закуплены сапоги с бумажными подошвами: они были самыми дешевыми. Дешевый товар – не всегда лучший, соглашается Яков Геллер, именно поэтому мы и обучали конкурсные комиссии, чтобы они сумели обеспечить государственные интересы при расходовании бюджетных средств. Цена в критериях закупок идет на третьем месте после качества и срока эксплуатации продукции. Поэтому, скажем, при закупке труб для одного из районов предпочтение было отдано полиэтиленовым: хотя они и дороже, но качественнее, и срок службы у них в два раза выше.
– А вот если на конкурс предлагается кирпич из Татарстана и Чувашии, одинаковый по цене и по качеству, то кому отдается предпочтение? – задала я провокационный вопрос. Конечно, выиграет местный товаропроизводитель. Это же понятно, что мы заинтересованы в том, чтобы наши люди получили работу, чтобы налоги пошли в местный бюджет. Например, на майском конкурсе по поставкам нефтепродуктов однозначно победили местные компании “Татнефть” и “Татнефтепродукт”. Чужаков на наш рынок не пустили прежде всего потому, что при победе местных компаний акцизы пойдут в республиканский бюджет. Но и поделившие победу компании отчаянно дрались за каждый лот. В итоге, как прогнозирует Яков Геллер, бюджет на этом конкурсе получит экономический эффект в 150-170 млн. рублей. Неплохо.
К слову сказать, отдельные товаропроизводители (общество инвалидов, малые предприятия) могут получить преференции по цене до 18 процентов. Это означает, что даже если их продукция на 18 процентов дороже аналогичной, но из других регионов, эти предприятия могут выиграть конкурс. Тут уже социальная политика.
Если говорить об общей тенденции, то почти 96 процентов контрактов выполняют поставщики из Татарстана. Более того, агентство анализирует, какая именно продукция завозится иногородними компаниями, и предлагает Министерству экономики и промышленности рассмотреть возможность ее выпуска местными предприятиями.
Малый бизнес рвется к госзаказу
В США, например, компания, которая получает крупный госзаказ на поставку продукции, обязана 20 процентов работ передать малому бизнесу. Нам до такого распределения обязанностей еще далеко, поэтому Правительство рассматривает разные варианты участия предпринимателей в конкурсах и торгах. Отдельные законодательные препоны мешают им рассчитывать на получение заказа. Во-первых, не все компании могут внести денежный задаток, подтверждающий серьезность намерений. Во-вторых, для участия в конкурсах необходимо доказать финансовую стабильность компании, представив баланс. А если малое предприятие находится на “упрощенке” и баланс не готовит? Есть и другие вопросы, которые будут обсуждаться в Правительстве. Ответы уже найдены, необходимо только “вписать” их в рамки действующего законодательства.