С 1 июня нынешнего года банки будут принимать по новым правилам платежи в счет уплаты налогов. Что и почему меняется в порядке оформления расчетных документов? Об этом рассказывает руководитель Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан Ринат ХАЙРОВ.
– Ринат Шамильевич, какую цель преследуют изменения формы расчетных документов по платежам в бюджет?
– Нового формата платежных поручений потребовала реализация концепции Единого казначейского счета. Суть его в том, что все налогоплательщики перечисляют налоговые платежи и сборы на один-единственный счет Управления федерального казначейства (УФК). Система исполнения бюджета через федеральное казначейство была принята для централизации всех денежных потоков по платежам в бюджет. За счет централизации повышается открытость и управляемость финансовыми ресурсами казны, соответственно, деньги быстрее доходят от налогоплательщиков до бюджетополучателей.
Информация о поступивших налогах и сборах ежедневно по электронным каналам связи передается в территориальные налоговые органы. В Татарстане более 60 тысяч налогоплательщиков – юридических лиц. Количество ежедневно поступающей от них информации о платежах достаточно велико. В день в целом по республике проходит около 13-16 тысяч платежных поручений, а при наступлении срока уплаты налога их число превышает 20 тысяч. Произвести обработку такого большого объема информации вручную невозможно. Сейчас большая часть банков уже передает сведения о перечислении налоговых платежей в УФК в электронном виде. Это позволяет автоматизировать обработку поступающих данных. Однако программа может обработать только информацию с единой, общепринятой структурой.
Именно в этих целях с 1 июня установлен новый вид платежного поручения, в котором каждому значению определено место, обязательное для заполнения, а в полях документа должно быть строго определенное количество знаков. Благодаря этому Управление федерального казначейства сможет автоматизировать обработку информации о поступивших платежах и позволит быстрее распределять поступившие доходы по уровням бюджета.
Новый порядок внедряется, в первую очередь, в интересах налогоплательщиков. Очень важно максимально точно идентифицировать поступающие платежи с конкретным налогоплательщиком. Четкие правила указания информации позволяют детально описать платеж, однозначно отразив его назначение. За счет этого сократится число разногласий, конфликтных ситуаций между налогоплательщиками, банками и налоговыми органами по поводу характера поступивших платежей.
– Новая система будет удобнее или сложнее в оформлении, нежели прежняя?
– Вводимый формат допускает оформление платежа только по одному налогу или сбору – на каждый вид будет оформляться отдельная “платежка”. Преимущества нового формата платежного поручения очевидны. Бланки будет легче заполнять, поскольку все поля строго форматизованы и в них указано определенное количество знаков. В то же время содержание платежного поручения изменилось незначительно.
Для автоматизированного заполнения платежных поручений разработана программа “Платеж”. Ее можно бесплатно получить в любой налоговой инспекции или скачать с веб-сайта Управления МНС России по Республике Татарстан (www.r16.nalog.ru). Программа занимает 10 мегабайт, так что необходимо либо запастись ZIР-дискетой, либо приготовить девять обычных дискет.
– С 1 июня банки принимают только “платежки” нового образца или старые бланки еще какое-то время будут действовать?
– С 1 июня банки не принимают бланки старого образца.
– А что будет, если налогоплательщик все-таки принесет в банк платежное поручение старого образца?
– По новым правилам, принимая платежный документ на перечисление налогов, работник банка будет в обязательном порядке проверять как наличие данных о плательщике и получателе, так и наличие данных о самом платеже. Расчетные документы, не прошедшие банковский контроль и, соответственно, не принятые к дальнейшей обработке, банк возвращает вместе с выпиской из корреспондентского счета или субсчета и извещением о возврате расчетных документов. В результате налог не будет считаться уплаченным. Это может повлечь за собой начисление пеней, применение налоговых санкций вплоть до применения налоговыми органами мер принудительного взыскания.
– Допустим, налогоплательщик неправильно заполнит какие-то поля – формы-то новые, к ним еще надо привыкнуть. Что произойдет?
– Хочу сразу обратить внимание: банки контролируют только наличие показателей и количество знаков в вышеуказанных полях платежного поручения. Внутреннее содержание платежного документа, достоверность указанных значений целиком на совести самого налогоплательщика. И здесь ошибки могут “ударить рублем”. Неправильно заполненные расчетные документы приведут к тому, что платеж будет отнесен органами федерального казначейства к разряду невыясненных и за налогоплательщиком также будет числиться задолженность по уплате налога со всеми вышеназванными последствиями.
– Как налогоплательщик может узнать, что его платежи не дошли из-за того, что он неправильно заполнил “платежку”?
– Если есть сомнения в том, что платежи отмечены в данных учета налоговых органов, лучше всего произвести сверку, обратившись с просьбой предоставить данные о его расчетах с бюджетом. Сверка осуществляется в течение трех-пяти дней.
– А где взять инструкцию по заполнению новых форм платежных поручений на перечисление налогов?
– Как правильно заполнить платежное поручение на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему, подробно разъясняется в приложениях к совместному приказу по МНС, ГТК и Минфину России, которым утверждены новые правила. С полным текстом приказа и новыми формами расчетных документов можно ознакомиться на стендах в налоговых инспекциях по районам и городам Татарстана, а также на web-сайте Управления МНС РФ по РТ.
Налогоплательщики могут обращаться за консультациями в налоговую инспекцию, где они стоят на учете. Для них подготовлена памятка по заполнению нового формата платежных документов с образцами, на которых указаны конкретные значения всех необходимых реквизитов.
Беседовала
Ольга СЕНАТОРОВА.