Такими рассерженными членов Комитета парламентского контроля, кажется, еще не приходилось видеть. Нет, конечно, и раньше их работа, скажем так, впечатляла масштабностью выявленных финансовых нарушений. Случалось, вызванные на ковер ответственные товарищи то краснели, то бледнели (кому приятно, когда тебя уличают в грехах), но обнародованные факты как-то “растворялись” в их оправдательных речах.
И вот, кажется, впервые парламентариями вопрос поставлен ребром: никаких оправданий финансовым нарушениям не должно быть! Виновные руководители, а среди них есть и министерские чины, непосредственно толкавшие на нарушения, должны понести наказание.
Речь на последнем заседании Комитета парламентского контроля под председательством Зямила Ягудина шла о нерациональном использовании средств республиканского бюджета, выделенных на развитие ветеринарного дела в республике за два последних года. Проверке были подвергнуты Главное управление ветеринарии Кабмина, ГУП “Биоветфарм”, ветобъединения в Буинском, Апастовском, Кайбицком, Тукаевском, Менделеевском, Елабужском районах, а также четырнадцать сельскохозяйственных предприятий.
Всего за 2001-2002 годы на ветеринарное дело был выделен 321 миллион рублей бюджетных средств. Основная часть их пошла по назначению. В результате мы имеем доброкачественное мясо, яйца и прочую животноводческую продукцию. Но если говорить о потерях – можно схватиться за голову. Вследствие распространения инфекции за два года пали почти 67 тысяч коров и быков и 126 тысяч свиней. Какие это потери в денежном выражении, можете сами прикинуть.
Разумеется, объективных трудностей хватает. Так, скажем, имея свою прославленную ветеринарную академию, мы испытываем острую потребность в ветеринарных врачах и фельдшерах. На селе ныне днем с огнем не найти безработного ветеринара! Сегодня на сельскохозяйственных предприятиях вакантно 1131 “ветеринарное” место, а в 303 хозяйствах республики вообще не имеется упомянутых специалистов. В чем тут дело – в непривлекательности профессии? Мизерной оплате труда? Вероятно, и в этом тоже. Только, надо полагать, положение рядовых специалистов в ближайшее время отнюдь не улучшится. И вот почему.
9 млн. 258 тыс. рублей – такую сумму придется возвратить в бюджет Главному управлению ветеринарии. Каким образом это будет делаться, за счет урезания каких внутренних расходных статей исполняться? Ответ на этот вопрос депутаты не услышали. Но именно такую сумму из дотационных средств пустило руководство управления не по целевому назначению.
Имели место как маленькие прегрешения (типа неслужебных разговоров по междугородной связи), так и непростительные грехи. Как выясняется, вокруг ветеринарного управления, привлеченные запахом денег, крутятся весьма нечистоплотные фирмы. Если “легкие” бюджетные деньги раздают направо и налево, почему бы и не урвать? Как образно выразился председатель комитета Зямил Ягудин, было бы болото, а черти найдутся. И вот тому показательный пример.
В мае 2001 года некое ЗАО “Меридиан-сервис” получило перечислением на свой счет 303 тысячи рублей. Якобы за медикаменты, которые оно обязалось поставить управлению сельского хозяйства и продовольствия Тукаевского района. Между тем данная целевая сумма предназначалась для закупки вовсе не медикаментов, а ветпрепаратов, и предназначалась она ГУП “Набережночелнинская птицефабрика”. Птицефабрика подождала-подождала, но не дождалась ни средств, ни препаратов и подала иск в суд. Арбитраж вынес решение в пользу истца, да что толку. Фирмы “Меридиан-сервис” и след простыл к тому времени!
Примерно с того же времени – начала 2001 года – выведены из финансового оборота вет-
управления 2 млн.254 тыс. рублей. Этот долг числится за научно-производственной ветеринарной лабораторией, которая до сих пор не поставила биопрепараты.
И вообще к разного рода препаратам ветеринары, похоже, относятся весьма прохладно (иначе почему именно на средства, предназначенные для их закупок, покушаются?) В аптеках ветеринарных объединений и ветпунктах сельскохозяйственных предприятий на момент проверки оказалось одиннадцать наименований лекарственных препаратов с просроченным сроком хранения (от полугода до двух лет). Мол, и так сойдет, что больно-то церемониться со скотом. Животные – не люди, заболев, околевают тихо, плача и стона от них не услышишь. А курица – и вовсе не птица! Видимо, руководствуясь этим принципом, на Казанской птицефабрике 4 млн. 832 тыс. рублей (средства из страхового фонда ветеринарных препаратов; оказывается, есть и такой!), предназначенных на целевое приобретение препаратов, пустили на что угодно. Погасили кредиты, оплатили налоги, рассчитались с энергетиками, купили зерносмеси, кукурузу, комбикорма, жмых, подсолнечное масло…
Думаете, на других предприятиях лучше? Многие из них обеспечены препаратами всего на 30 процентов. К примеру, минимальный их расход на лошадь или корову составляет в год 220 рублей, однако практически во всех проверенных хозяйствах тратят от 60 до 120 рублей.
Сумму поскромнее – 1 млн. 776 тыс. рублей (и опять же из средств страхового фонда ветпрепаратов!) пустили не по назначению и в зверосовхозе “Кощаковский”. Здесь купили рыбу, субпродукты и даже трактор ДТ-75. Надо сказать, еще не было случая, чтобы Комитет парламентского контроля не столкнулся с приобретением “колес” за счет каких-то целевых средств, не имеющих никакого отношения к транспортной статье. На сей раз в документах фигурируют два “КамАЗа” и один “УАЗ”. Однако большегрузы, приобретенные по случаю через РГУП “Недоимка” за миллион рублей, уже почти четыре года стоят в гараже ГУП “Биоветфарм” абсолютно невостребованными. Вот тебе и рыночная экономика!
Конечно, и заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Николай Якушкин, и начальник Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Аркадий Иванов, и директор государственного унитарного предприятия “Биоветфарм” Фердинат Миннибаев, и директор научно-производственной лаборатории Алексей Якимов, давая пояснения и отвечая на вопросы депутатов, клялись, что подобного никогда не повторится. Казалось бы, солидные руководители, а вину за провалы в своей работе и нарушения бюджетного кодекса валили на кого угодно. То бухгалтерия у них не так сработала, ошиблась маленько, то приказ был сверху спущен, а они, не рассуждая, взяли под козырек. Словом, детский сад, и только…