Ячменная лихорадка

Недавно этот вопрос остро прозвучал на республиканском семинаре-совещании по проблемам агропромышленного комплекса, состоявшемся в Балтасинском районе.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

Недавно этот вопрос остро прозвучал на республиканском семинаре-совещании по проблемам агропромышленного комплекса, состоявшемся в Балтасинском районе. Хозяйства республики заготовили в прошлом году 30 тысяч тонн ячменя пивоваренных кондиций, но продали ОАО “Красный Восток” только 12 тысяч тонн. Куда девать остальной ячмень?


– Сельчанам выгодней скормить его скоту, – заявил вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов.


Принимавший участие в семинаре-совещании Президент РТ Минтимер Шаймиев удивился: как так? И эта реакция главы республики была вполне понятной: ведь при продаже ячменя пивоваренному заводу хозяйства выручают за тонну около 2 тысяч рублей, в то время как тонна фуражного, который и предназначен на кормовые цели, стоит в лучшем случае 1,5 тысячи рублей. В условиях, когда сельхозкооперативы находятся в тяжелейшем финансовом состоянии, пренебрегать разницей в закупочных ценах не по-хозяйски.


– Дело в том, что пятьдесят копеек разницы за килограмм пивоваренного и фуражного зерна не стимулируют крестьянина, – пояснил министр…


Но почему? – зададимся вопросом и мы. Этот вопрос тем более актуален, что Президентом РТ поставлена задача довести объемы заготовки в республике ячменя пивоваренных кондиций до 100 тысяч тонн. Именно такое количество сырья казанские пивовары вынуждены завозить ежегодно аж из Курской области, теряя на транспортных расходах большие деньги.


Чтобы глубже разобраться в ситуации, приведем сначала выдержки из письма генерального директора ОАО “Красный Восток” Айрата Хайруллина заместителю Премьер-министра – министру сельского хозяйства и продовольствия РТ Марату Ахметову, направленного как ответ на его, министра, высказывание на семинаре-совещании.


“Уважаемый Марат Готович! …На совещании вы в категоричной форме заявили о недопустимости сотрудничества с ОАО “Пивоваренная компания “Красный Восток” по вопросам производства ячменя пивоваренных сортов в Татарстане в связи с низкими закупочными ценами на данный вид продукции. Кроме того, вы обратили внимание Президента РТ на тот “факт”, что пивоваренная компания “Красный Восток” не желает финансировать мероприятия, связанные с развитием производства пивоваренного ячменя, и даже, более того, “не принимает” уже имеющиеся на территории республики запасы.


Признаться, я был очень удивлен подобным вашим высказыванием, поскольку неоднократно информировал вас о состоянии дел в республике по внедрению и выращиванию пивоваренного ячменя, о том, какие нами произведены затраты…


Будучи одним из крупнейших предприятий в республике не только по объемам производства, но и по налоговым отчислениям в республиканский бюджет, главную задачу компания “Красный Восток” видит в производстве высококачественной продукции, с тем чтобы выдержать жесточайшую конкуренцию и привлечь как можно больше потребителей. Однако для поддержания высокого качества продукции необходимо иметь не только самое современное оборудование, отвечающее мировым стандартам, но и качественный солод, вырабатываемый из пивоваренного ячменя.


Это подтолкнуло нас к принятию решения не завозить солод из-за границы, как это делают иные пивзаводы, а приобретать отечественный ячмень, в связи с чем на “Красном Востоке” была принята специальная программа “Пивоваренный ячмень”, создана специальная группа ученых, которые разработали стратегию по российским сортам ячменя, были отобраны районы выращивания, установлены отношения с хозяйствами. Однако, как вы помните, в 1999 году хозяйствам республики запретили сдавать пивоваренный ячмень на ОАО “Красный Восток”. Государство в лице возглавляемого вами, Марат Готович, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, к сожалению, не проявило интереса к выращиванию пивоваренного ячменя… В результате компания вынуждена была заняться поисками сырья в других регионах…”


Надо сказать, что столь эмоциональное послание имеет под собой реальную почву. В Курской области, где традиционно выращивают ячмень пивоваренных кондиций, ОАО “Красный Восток” приобрело три крупных элеватора, на “Красный Восток” сегодня работают 90 процентов курских хозяйств. При этом закупочные цены на ячмень там на 15-20 процентов ниже татарстанских, а возвращаемость кредитов составляет 95 процентов. В Татарстане же, где с самого начала инициативы “Красного Востока” действительно натыкались на непонимание и даже противодействие, до сих пор не погашены прямые долги казанским пивоварам на сумму 16 миллионов рублей.


ОАО “Красный Восток” – частная компания. Со своими порядками, высокими требованиями, особым менталитетом ее работников. И одно только это вызывает у государственных чиновников антипатию. И не только у чиновников. Это – психология.


Но дело – не только в психологии отношений.


– Проблема в том, – говорит руководитель группы “Пивоваренный ячмень” ОАО “Красный Восток”, заслуженный агроном РТ Иосиф Левин, – что к пивоваренному ячменю очень высокие требования – его при заготовке оценивают по одиннадцати параметрам. Например, по количеству белка, по жизнеспособности, по влажности, сорности и крупности… В хозяйствах республики так работать с ячменем не приучены. Привыкли с поля везти зерно или сразу на элеватор, или на фуражный склад. Многие руководители надавали обещаний, понабрали кредитов, а достичь цели не смогли. Кишка оказалась тонка…


Пафос авторитетного специалиста понятен: уж он-то не понаслышке знает, какова у нас практика заготовки зерна. Везут на элеватор порой такое, что аж вода из кузова течет, да еще с мякиной и прочей сорной примесью. А если получают от ворот поворот – идут жалобы “наверх”. И там, “наверху”, как правило, относятся к этим жалобам “с пониманием” – мол, и сушилок в хозяйствах не хватает, и с зерноочистителями туго. И начинается нажим на хлебоприемные предприятия: “Принимайте!”


А на ОАО “Красный Восток” так не нажмешь. Тут уже ГОСТы соблюдать надо. Но где же узкие места ячменного конвейера? Как показывает практика, их порождает не земля. Лабораторные анализы свидетельствуют о том, что зерно требуемых кондиций по основному показателю – содержанию белка – в поле созревает повсеместно. Все беды начинаются с уборки. Если задержал жатву более чем на семь дней, зерно темнеет, и пивовары такое уже не берут. Не отрегулировал как следует комбайн – идет обрушение зерна, такое тоже на солод для пива не годится. Много в ячмене зерновой и сорной примеси – и с таким на пивзаводе делать нечего. Вроде бы крестьянин должен себя чувствовать на рынке купцом, да уж больно товар у него неказистый – за хорошую цену никто покупать не хочет. Разве что по дешевке.


– С пивоваренным ячменем надо работать, как с семенным, – рассказывает глава известного в республике фермерского хозяйства “Искорка” Расых Мифтахетдинов. – И дело не только в сроках уборки и умении регулировать узлы и механизмы комбайнов – нужно еще и два-три раза пропустить ячмень через очистительно-сортировочные машины. Все это требует дополнительных затрат и дорогого времени. Но и это еще не все. По пути на элеватор твою машину обязательно остановят работники ГАИ и за что-нибудь штрафанут, плюс сбор на дорожных весах, плюс долгая задержка машины на заводском маломощном элеваторе – порой с ночевкой. В общем, две-три тысячи рублей нужны только на транспортировку…


У фермеров деньги, как известно, не казенные, их они считать умеют. Мифтахетдинов, продав из урожая прошлого года 200 тонн пивоваренного ячменя, имеет сегодня на складе еще столько же для продажи. Однако он сегодня раздумывает: а стоит ли заниматься таким ячменем в этом году?


-Выгоды практически никакой, – констатирует он. – Проще вырастить фуражный и продать его пусть дешевле, но зато без лишних хлопот.


Такой же позиции придерживается директор ООО “Логос” Рыбнослободского района Евгений Лылов:


– Наше фермерское хозяйство пивоваренным ячменем занималось три года, – говорит он. – Но сегодня мы отказались от него. Почему? Невыгодно. Не устраивают закупочные цены. Дополнительные усилия, которые требует пивоваренный ячмень по сравнению с фуражным, не окупаются. Ведь плюс ко всему урожайность пивоваренного зерна примерно в полтора раза ниже, чем фуражного.


Как видим, аргументы у сельхозтоваропроизводителей тоже весомые. Настоящий хозяин выгоды не упустит, но если он от чего-то отказывается, значит, у него есть на то основания. И получается, что, хотя заготовитель зерна – ОАО “Красный Восток” – является достойным партнером хозяйств республики, и цены у него – рыночные, у сельчан руки не чешутся взяться как следует за пивоваренный ячмень.


Можно ли земледельцев заставить выращивать его? Можно, особенно те сельхозкооперативы, где не изжита еще колхозная психология. Как говорится, руку под козырек, и – вперед. А что из этого получится – дело десятое. Можно, но надо ли? Ведь и без того в долгах как в шелках.


Другое дело, подумать, как стимулировать крестьянина. Логично было бы, например, давать ему бюджетную дотацию за пивоваренный ячмень. Ведь если деньги “Красного Востока”, которые уходят сейчас на поддержку хозяйств Курской области, потекут благодаря бюджетной поддержке в хозяйства Татарстана, будет очень даже разумно.


Но с бюджетом нынче, как известно, напряженка. Поэтому самое время присмотреться к опыту хозяйств Камскоустьинского района, которые в прошлом году продали “Красному Востоку” ячменя больше всех в республике – 3,8 тысячи тонн. По данным управления сельского хозяйства и продовольствия, СХПК “Кама” этого района, например, реализовал 635 тонн пивоваренного ячменя и получил 263 тысячи рублей прибыли при урожайности 46,6 центнера зерна с гектара. Есть, конечно, сомнения в достоверности этих цифр – и урожайность уж больно высокая для пивоваренного ячменя, и рентабельность немалая. Но ведь у нас есть экономисты и в Минсельхозпроде РТ, и в ТАТНИИСХозе, и в сельхозакадемии. Подсчитают!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще