Отчетный год для энергетиков начался с больших сюрпризов. Во-первых, никто не ожидал серьезных морозов. Прошлые теплые зимы играли на руку энергетикам – сокращались потребление топлива, расходы на текущий ремонт. Нынешняя зима заставила “Татэнерго” работать, можно сказать, на пределе возможностей: прожорливые котлы устаревших станций требовали все больше и больше топлива, увеличивая расходы компании. Во-вторых, крутой нрав показали новые руководители “Газпрома”. Без каких-либо объяснений они сократили лимит поставок газа татарстанской энергетической компании. Недостающее топливо пришлось замещать газом, закупаемым по коммерческим ценам, мазутом и углем. В итоге доля мазута в топливном балансе возросла с 5 до 25 процентов. И энергетикам вновь пришлось нести потери: стоимость мазута намного выше, чем газа. Добавим, что сегодня “Татэнерго” потребляет более 10 тысяч тонн мазута в сутки. Потребности в этом виде топлива, слава Богу, полностью удовлетворяет ОАО “Татнефть”.
Кроме того, отметил Ильшат Фардиев, энергетики вынуждены приобретать газ у независимых компаний и по коммерческой цене, которая на 30-40 процентов выше, чем цена газа, поставляемого по лимиту. Сейчас Правительство Татарстана ведет переговоры с руководителями “Газпрома” по поводу увеличения объемов поставок топлива в республику по фиксированным ценам, но, видимо, процесс согласований идет медленно. Оно и понятно: Алексей Миллер – это не Рем Вяхирев, с которым Минтимер Шаймиев всегда находил общий язык. Новому менеджменту еще долго придется объяснять, что не все в нашей стране измеряется рыночными стандартами.
Вторая проблема, которая сегодня беспокоит энергетиков, – это приближающийся оптовый рынок и возможные варианты поведения на нем наших крупных потребителей. С одной стороны, Федеральный оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ) пока еще не вошел в экономику республики и существует для местных товаропроизводителей как бы виртуально. С другой – наши “киты” потихоньку уже ищут пути выхода на него. Именно поэтому руководители “Татэнерго” думают, как бы сделать так, чтобы и крупные предприятия республики не “уплыли” на ФОРЭМ, и самим продавать излишки энергии на оптовом рынке. Федеральное Правительство пока не определило правила игры на ФОРЭМе, они будут выработаны в ближайшее время. Энергетики надеются, что эти правила окажутся приемлемыми для всех его участников. Очень важно в этой связи, чтобы рынок не превратился в базар, подчеркнул Ильшат Фардиев. Если события будут разворачиваться по наихудшему сценарию, то в этом случае пострадает рядовой потребитель. Однако тревожные симптомы на рынке уже появились: энергетиков серьезно волнует тот факт, что “крупняки” стали искать альтернативные мощности энерго- и теплообеспечения.
Практически кризисная для “Татэнерго” ситуация сложилась в Нижнекамске. “Нижнекамскнефтехим” начал потреблять тепло от собственной котельной, тем самым посадив на мель две крупнейшие станции, построенные как раз для этого предприятия, – нижнекамские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Энергетики сейчас несут большие потери и вынуждены сесть за стол переговоров с руководителями “Нижнекамскнефтехима”. Условия производителей в общем-то понятны. Нижнекамские ТЭЦ – современные, экономичные и рентабельные предприятия, себестоимость вырабатываемых здесь электроэнергии и тепла гораздо ниже, чем в среднем по энергетическим предприятиям республики. Почему же нефтехимики должны платить больше, покрывая затраты других ТЭЦ? Это последствия так называемого перекрестного субсидирования, отметил в интервью журналистам Ильшат Фардиев. Но окончательно решать этот вопрос должно Правительство республики, мы же только можем согласовать свои позиции с “Нижнекамскнефтехимом” и выйти в Кабинет Министров с совместными предложениями, что и будет сделано в ближайшее время.
Устаревшее оборудование на ТЭЦ, прежде всего в Казани, заставляет энергетиков думать о серьезном обновлении мощностей. В конце марта состоится тендер, на котором определится, какая именно компания будет вести строительство новой станции мощностью 50 мегаватт на территории Казанской ТЭЦ-1. Сегодня в “Татэнерго” поступило 15 заявок от крупнейших компаний, в том числе и зарубежных, которые готовы участвовать в этом проекте. Конкурсная комиссия на первом этапе отберет три проекта, устраивающих заказчика по технологии и цене. Из этой “тройки” и будет выбран победитель тендера.
Основной лейтмотив прошедшего совещания – экономить средства и искать их в первую очередь у себя. Понятно, что нынешние тарифы (в Татарстане они ниже, чем в соседних регионах, и ниже рекомендуемых ФЭК) не покрывают всех затрат энергетиков, но можно работать эффективно и в нынешних условиях. Резервы для этого есть. Это и сокращение незавершенного строительства, и разумное управление издержками производства, и сокращение потерь. В прошлые годы энергетики перешли на более плотные контакты с потребителями, тщательно отслеживая все финансовые потоки. Сейчас пришло время “точечной” работы с каждым. Прежде чем заключить с кем-то договор, очень важно проверить финансовое состояние компании, отметил И.Фардиев, в том числе и для этого создана служба безопасности “Тат-
энерго”. Именно она сегодня выявляет ненадежных плательщиков, тех, что уже признаны банкротами или являются кандидатами в их ряды. За прошлые годы такие потребители недоплатили “Татэнерго” около 160 млн. рублей, а как эти деньги теперь вернуть, если энергетики попадают в разряд четвертой или пятой очереди? Чтобы не дожидаться у моря погоды, лучше вообще не иметь дела с такими партнерами…
По итогам 2002 года долги потребителей “Татэнерго” снизились на 5 процентов и составили 2,2 млрд. рублей. В основном это долги прошлых лет. За текущее потребление энергии предприятия, за редким исключением, платят исправно. Ильшат Фардиев привел некоторые цифры по Муслюмовскому и Сармановскому районам. Действия энергетиков и решения Правительства привели к тому, что бюджетники почти в два раза сократили потребление ресурсов только за счет организационных мероприятий. Более экономными стали и сельхозпроизводители. А ведь совсем недавно казалось, что они вообще никогда не начнут платить за электроэнергию и тепло.