Символичные моменты есть в истории как людей, так и созданных ими предприятий. Осознаются они и получают соответствующую оценку лишь с течением времени. Как правило, в юбилейные или круглые даты. Нижнекамскому механическому заводу – 30 лет. И это хороший повод рассказать о том, что было, есть и будет определяющим для одного из немногих оставшихся в машиностроительной отрасли “на плаву” механических заводов.
Как это было…
Символично, что основу будущего механического завода создали нижнекамские первостроители, заложив 7 мая 1968 года первый блок под фундамент производственного корпуса шинного завода. Официальным же днем рождения механического, который стал одним из подразделений шинного комплекса, стал декабрь 1972 года, когда госкомиссия приняла в эксплуатацию корпус блока механических производств. Выпуск продукции был начат годом позднее. А два года спустя из стен мехзавода вышел первый станок для сборки легковых шин. Кстати, как и 33 его аналога различных модификаций, он используется до сих пор.
НМЗ был выделен из состава шинного объединения в 1985 году. Таким образом, свободное плавание предприятия пришлось на первые годы перестройки. Пройти их безболезненно, как известно, в российской промышленности не удалось никому. А многим не удалось вообще. Из двадцати механических заводов, работавших на шинную отрасль, сегодня осталось четыре. В их числе – нижнекамский. Хотя и ему пришлось пройти процедуру банкротства. Но, реорганизованный в акционерное общество, завод выстоял. По мнению заводского менеджмента, это удалось во многом за счет правильно взятого курса на расширение номенклатуры изделий. И сегодня она насчитывает более пяти тысяч наименований – от высокоточных узлов до многотонных агрегатов. Для их изготовления механический завод обладает уникальным оборудованием, позволяющим, к примеру, обрабатывать тела вращения до трех метров в диаметре, производить нарезку деталей зубчатых зацеплений модулем до 25 миллиметров, вести расточку и раскатку внутренних поверхностей с высочайшей степенью точности.
Помимо выпуска полимерного и нестандартного оборудования, запасных частей для шинной, резинотехнической и нефтехимической промышленности, предприятие ориентировано на выполнение заказов агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства. Для благоустройства населенных пунктов на нем изготавливаются малые архитектурные формы с элементами художественного литья. НМЗ, кстати, единственный в России изготовитель металлических куполов для минаретов мечетей.
В прошлом году заводом выпущено товарной продукции на сумму свыше 110 миллионов рублей. Получено 11,2 миллиона прибыли. Предприятие не имеет задолженностей перед бюджетами всех уровней, своевременно выплачивает налоги и заработную плату.
Доктор экономики в кресле директора
Нижнекамский механический представляет собой полноцикличное производство (от литейного, заготовительного отделения до цехов готовой продукции), на котором занято около 600 человек. В коллективе есть люди, чей стаж работы на заводе больше возраста самого предприятия. За два года до пуска механического на шинном заводе начал действовать небольшой ремонтно-механический участок. С работавших там семерых станочников и начал формироваться коллектив будущего механического.
Заводские специалисты – народ “штучный”. Особенно разработчики и станочники. При сложном заказе в цехах нередко можно видеть, как оснастку для будущего изделия инженерно-технические работники обсуждают вместе со станочником на его рабочем месте.
– Любой наш токарь высшего разряда, – убежден директор завода Виктор Ларионов, – может смело получать диплом о среднем специальном образовании. По крайней мере, то, что касается металла, наши специалисты знают лучше, чем дипломники.
Сам Виктор Евдокимович возглавляет коллектив механического уже двадцать три года. А общий стаж работы на заводе на шесть лет больше. Начинал инженером-нормировщиком, начальником планово-экономического бюро. Школа, которую он там прошел, и второе высшее экономическое образование пришлись кстати в годы резкого перелома в промышленности, когда на первый план для руководителей вышли задачи экономического характера, необходимость выживания в критических условиях. Налаживая работу предприятия после периода всеобщих банкротств и неплатежей, Ларионов одновременно работал над докторской диссертацией. Защитил ее два года назад. Монография, выпущенная на основе его работы, является учебным пособием в Казанском институте управления и права.
В составе “Татнефти”
В декабре 2001 года сто процентов акций НМЗ приобрело акционерное общество “Татнефть”. Переход под юрисдикцию крупнейшей нефтяной компании республики позволил предприятию упрочить экономическое положение.
– Мы считаем большой удачей, – говорит В.Ларионов, – что основным стратегическим инвестором и работодателем предприятия стало именно акционерное общество “Татнефть”.
В июне прошлого года механический завод наряду с десятком других предприятий вошел в состав управляющей компании “Татнефть-нефтехим”, значение которой для координации их деятельности трудно переоценить. Взяв на себя вопросы стратегии, перспективного развития нового подразделения ОАО “Татнефть”, управляющая компания предоставила предприятиям свободу тактических действий. Подобное разделение полномочий делает структуру гибкой и оперативно управляемой, позволяет слаженно работать как отдельным ее частям, так и всему “механизму”. К примеру, так называемое сквозное бюджетирование, введенное компанией, с одной стороны, позволяет контролировать своевременность взаиморасчетов между ними, с другой – дает возможность тому же механическому заводу иметь четкий график финансирования
С вхождением в холдинг изменилась система заводских заказов. Предприятие получило возможность расширить круг потенциальных заказчиков за счет различных служб и подразделений компании, занимающихся эксплуатацией нефтяных месторождений и ремонтом скважин. В 2001 году 80 процентов его продукции было ориентировано на шинников. В прошлом году доля их заказов уменьшилась на 10 процентов. Еще на столько же снизится и в этом году. Соответственно, доля нефтяников, нефтепереработчиков и нефтехимиков возрастет до 40 процентов.
В прошлом году НМЗ уже приступил к выпуску запасных частей, изделий для нефтепромыслового оборудования, привлекательных для заказчиков, и не только внутри холдинга, но и за его пределами, как высоким качеством, так и низкой ценой.
В ближайшем будущем трансформируется важнейшее направление в работе НМЗ, связанное с сервисным обслуживанием технологического оборудования предприятий шинной отрасли. Задачу объединения ремонтно-механических служб всех нижнекамских предприятий, входящих в состав управляющей компании “Татнефть-нефтехим”, и Нижнекамского НПЗ поставил перед заводом генеральный директор ОАО “Татнефть” Ш.Тахаутдинов. К механическому заводу перейдет капитальный ремонт сложных машин и агрегатов, за предприятиями останется текущий ремонт. Цель данного объединения очевидна – повышение качества ремонта, ускорение сроков его проведения и снижение расходов на сервисные услуги.
Тесное сотрудничество намечается и с другим партнером по холдингу – ОАО “Ярполимермаш”. На НМЗ планируется создание участка по ремонту пресс-форм ярославского производства, которыми укомплектованы линии вулканизации “Нижнекамскшины”. Помимо экономии во времени и средствах, это поможет продлить срок эксплуатации изделий, изнашивающихся обычно в течение одного-двух лет.
Принимая участие в создании на “Нижнекамскшине” производства легковых радиальных шин по технологии фирмы “Пирелли”, Нижнекамский механический завод начал нынче изготовление для них нестандартного оборудования.
Будущее рождается сегодня
Соблюдая приоритеты внутри холдинга, механический завод работает и с потребителями из других регионов. Неплохие заказы ему обеспечивают шинные производства Воронежа, Кирова, Екатеринбурга, Красноярска, где, как и у нижнекамских шинников, полным ходом идет реконструкция и модернизация. В частности, завод поставляет им камеры резиносмешения емкостью 250 и 270 литров, которые в России больше практически никто не производит.
Производственные мощности механического завода позволяют оперативно осваивать выпуск новых изделий для любой отрасли промышленности. Есть возможности и для значительного увеличения объемов выпускаемой сегодня продукции. В принципе, эта задача, наряду с максимальным удешевлением продукции, и ставится перед заводом на перспективу. Еще одна – и наиболее сложная – связана с ориентацией машиностроения на выпуск наукоемкой продукции. Для ее выполнения на заводе создается группа разработчиков оборудования для изготовления шин нового поколения. По мнению директора, осуществление этих планов реально лишь через достаточно длительный срок. Но, чтобы получить желаемое в будущем, закладывать базу нужно уже сегодня. Только в этом случае можно выиграть у своих потенциальных конкурентов тендеры по выпуску оборудования для перспективных шин.