Бастионы просто так не сдаются

В минувшую среду Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам в очередной раз пыталась расшатать основы нашего бюрократического государства в рамках одной отдельно взятой республики.

Автор статьи: Елена ТАРАН

В минувшую среду Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам в очередной раз пыталась расшатать основы нашего бюрократического государства в рамках одной отдельно взятой республики. Скажем сразу: большого успеха в этом деле реформаторы не добились, отправив большинство проектов на доработку и согласования. И судя по всему, эта “доработка” продлится еще не один месяц, поскольку противников у подготовленных решений гораздо больше, чем сторонников.


А стимул где?

Основное время работы ушло на обсуждение проекта республиканской программы “Государственный заказ на управление коммунальным обслуживанием организаций и учреждений социальной сферы”. За столь длинным названием кроется простое желание – внедрить конкуренцию в коммунальной сфере через госзаказ, который должен распределяться на конкурсной основе. Тем самым можно и государственные деньги сэкономить, и поддержать предпринимателей, которые давно рвутся в жилищно-коммунальное хозяйство. Но любопытная выяснилась вещь: многие ведомства и подотчетные им ГУПы не очень-то хотят конкуренции по дележу бюджетных денег. Зачем пускать сюда посторонних? И потом, зачем экономить? Это ведь означает, что они недополучат бюджетных денег, сократят объемы работ, что на следующий год финансирование срежут именно на сэкономленную сумму.


Доказано, например, что приборы учета воды, электроэнергии без особых затрат позволяют сэкономить существенные объемы ресурсов. В прошлом году такие приборы внедрялись во многих учреждениях бюджетной сферы. И каков результат? Во многих школах счетчики просто вышли из строя, а денег на их ремонт в казне не предусмотрено. По словам главы администрации Советского района Казани А.Камалеева, в его районе в 38 школах из 115 были установлены счетчики. И нигде не работают. К тому же и у самих школ нет большой заинтересованности в том, чтобы приборы тикали. Что они от этого выиграют? Только урезанный бюджет на следующий год. В прошлом году 50 процентов сэкономленных средств оставляли школам. В нынешнем – какая-то умная голова решила, что нечего баловать учебные заведения, пусть экономят по приказу или… по велению души.


Неясным остался и вопрос, кто должен выступать в роли заказчиков на услуги – ведомства или местные администрации. И те, и другие хотели бы раздавать государственные деньги. У каждых кандидатов есть свои подведомственные предприятия, которые жаждут получить работу. В министерствах – это ГУПы, на местах – предприятия и фирмы, близкие к главам. Честно говоря, и те, и другие не заинтересованы в том, чтобы здесь была здоровая конкуренция, поэтому не будет существенной разницы в том, чиновник какого уровня разделит пирог. Выход тут один – честный тендер, но таковые в нашей жизни – скорее исключение из правил. Поэтому и программа, разработанная Агентством по госзаказу, очень правильная по сути, обречена на быстрое забвение – в нашей стране просто не существует механизма и стимулов для ее реализации. Именно поэтому председатель республиканской комиссии, первый вице-премьер Равиль Муратов предложил доработать документы. Авось, удастся придумать что-то новенькое…


Контроль – дело святое

Второй бастион, который взялась штурмовать комиссия, – это многочисленные контролирующие организации. Подсчитано, что всего их – более 60, причем 25 – республиканского подчинения. Понятно, что работу федеральных ведомств, наделенных правом контроля (налоговая инспекция и полиция, таможня, Центробанк, санэпиднадзор и другие), местные власти регламентировать не могут. Это пытались сделать депутаты Госдумы, приняв Закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Но лучше бы наши российские предприниматели его и вовсе не писали. Этот закон – просто насмешка над теми, кто зарабатывает деньги. Во-первых, под закон не подпадают 16 основных контролирующих органов – налогового, валютного, бюджетного, транспортного, таможенного, лицензионного контроля, банковского и страхового надзора и так далее. Они как работали по своим понятиям, так и будут. Во-вторых, закон вводит понятие внеплановых проверок для контролирующих органов, скажем так, второго эшелона. Эти самые внеплановые проверки могут проводиться даже по сигналам (то ли по звонку, то ли по письму?) бдительных граждан и организаций. А если надо, то таких обращений можно организовать хоть тысячу. Словом, федеральный закон о защите никакой защиты предпринимателям не гарантирует.


Местные бизнесмены тем не менее пытаются найти способ оградить себя от бесчисленных проверок. Из-под их пера вышел проект указа Президента РТ “О мерах по защите прав субъектов предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора) в Республике Татарстан”. Документ этот регламентирует поведение 25 республиканских контролирующих организаций, в основном подчиняющихся министерствам и ведомствам республики. Среди них есть такие, о которых простой человек даже и не слышал. К примеру, вам знакома Государственная инспекция Центрального территориального управления Министерства по охране окружающей среды? Или специнспекция по обслуживанию основной деятельности при том же ведомстве? В том же министерстве есть еще и государственные региональные инспекции… Словом, всяких разных контролирующих организаций набралось прилично. И предприниматели, понимая, что с “китами”-контролерами им не справиться, хотят разобраться хоть с мелкими проверяльщиками: пусть они-то не приходят к бизнесменам так часто. Ведь если каждый местный контролер заглянет в фирму раз в месяц (проверка может длиться по закону 30 дней), то на это уже потребуется два года.


Проект документа несколько раз проходил согласования с министерствами и ведомствами. Чиновники внесли туда столько поправок, что если бы не жгучее желание предпринимателей иметь такой документ, его бы уже давно похоронили… Но председатель комиссии Равиль Муратов предложил проект доработать и подумать: а нужен ли по этому поводу указ Президента, может, обойтись постановлением Правительства РТ? Словом, похоже, что Равиль Фатыхович по каким-то своим соображениям хочет попридержать проект. Хотя и польза-то от него, честно говоря, невелика: предприниматели страдают в основном от “ястребов”, а не от “воробьев”. Хотя и с мелкой птицей нужно бороться.


Кому нужны ГУПЫ?

В марте 2001 года Президент РТ Минтимер Шаймиев подписал указ “О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства”. Комиссия решила заслушать руководителей Агентства по развитию предпринимательства, Министерства земельных и имущественных отношений и Комитета РТ по антикризисному управлению на предмет выполнения этого указа, особенно в части приватизации государственной собственности. Особую тревогу у комиссии вызвали низкие темпы приватизации государственных унитарных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания, связи, жилищно-коммунального хозяйства. Если приватизация пойдет такими темпами, заметил Р.Муратов, то Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства будет приватизировать ГУПы 25 лет, а Министерство связи – 10. И в этих отраслях никогда не будет рыночной среды и развития бизнеса, потому-то “близкие сердцу ведомств” предприятия будут диктовать конкурентам и населению свои условия. При этом интересно, что большая часть унитарных предприятий или убыточны, или приносят мизерные прибыли. Государству они не нужны, зато нужны ведомствам, поскольку с ГУПами легче работать. В итоге в республике сейчас более 1100 государственных предприятий, со многими из которых предстоит разбираться и Минземимуществу, и Комитету по антикризисному управлению.


По словам министра земельных и имущественных отношений Валерия Васильева, такое положение беспокоит и его ведомство, поэтому сейчас готовится проект постановления Правительства, где будет четко определено, какие государственные предприятия останутся таковыми, какие будут приватизированы, а на какие распространится закон о банкротстве. По всей видимости, с министерствами и ведомствами в этой области договориться не удастся, поэтому и будут действовать силовыми методами. Иначе в этих отраслях (оттуда государство уже давно должно было уйти) никогда не создать конкуренции. Да и чего ее опасаться? На республиканском рынке, привел пример Равиль Муратов, действует пять операторов сотовой связи. Они борются за каждого клиента, ищут, как бы привлечь новых, предлагают широкий спектр услуг. А что предлагают государственные предприятия, которые знают, что выживут при любой ситуации? Они лишь думают, как дальше продлить свое существование.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще